17 октября – Ерофей (Ерофеев день)

Народная мысль связала с Ерофеем усиление холодов и буйство лесной нежити. Едва ли не повсеместно распространены приговорки:

С Ерофея холода сильнее.

С Ерофея зима шубу надевает.

Как ни ярись мужик Ерофей, а с Ерофея и зима шубу надевает.

Возникновение подобных выражений понятно. Оно мотивировано октябрьской датой памяти святого – наступлением холодов, близким дыханием зимы, когда дни становятся совсем короткими, земля покрывается первым снегом, лес окончательно теряет листву и «шумит» от студеных ветров. И от особого поведения леших, обитающих в этих лесах. По одним народным представлениям, леший пучеглаз, с длинными (зелеными) волосами, «оброс мхом», «сопит – как лес шумит», голова его напоминает верхушку сосны; по другим – он похож на куст: зеленые глаза и борода, мохнатый, весь покрыт черной (седой) кудрявой шерстью. Будучи не столько лесным, сколько стихийным духом, леший горазд являться в виде вихря, ветра, несущего по дороге пыль, мусор, листья и пр. Он чаще не видим, но слышим: ведет себя очень шумно – хохочет, «кричит на разные голоса, визжит, дразнится, хлопает в ладоши, сродни эху и шумящему под ветром лесу.

Несколько романтизированная заметка по поводу того, что крестьяне связывают с датой 17 октября, принадлежит И. П. Сахарову: «Наши поселяне думают, что с сего дня перестают бродить по лесу лешие. Расставаясь с лесом, они, будто с досады, ломают деревья, как тросточки, в полянах вырывают землю на семь пядей, загоняют всех зверей по норам, а сами проваливаются сквозь землю. Во весь день ветер воет по лесам, птицы не смеют прилетать к деревьям. Об мужике и говорить нечего: ни за что из доброй воли не пойдет в лес. Леший не свой брат – переломает все косточки не хуже медведя». Далее Сахаров пересказывает распространенное предание об удалом мужике, желавшем посмотреть, как леший будет проваливаться сквозь землю. Мужику удалось не только увидеть лешего, но и поговорить с ним перед его «провалом» под землю, однако за это пришлось серьезно поплатиться: стал мужик «дурак дураком: ни слова сказать, ни умом пригадать. Так дураком помер». В заключение Сахаров приводит рассуждения крестьян по поводу рассказанного: «Зачем было ему смотреть на лешего? Хотел умней всех быть», мужик пострадал, а леший – что ему сделается? – «небось весною опять выскочит из земли как ни в чем не бывало. Вишь, их такая порода».
 

  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
  •  
     
  • pcpi

     
     
  •  
     
  •  
     
  •