vlib.by

10 января – День санок

 

Если спросить, какое изобретение человека самое древнее, все, наверное, назовут колесо. А ведь древнее колеса – сани!

Яркое зимнее солнце. По сверкающей ледяной глади Царскосельского пруда летят нарядные, изукрашенные цветной резьбой сани. За ними другие, третьи… Смех, звонкий, как кусочки прохладного синего льда, летит по воздуху. Раздуваются крепкие паруса саней. Это совершает прогулку молодая императрица Екатерина со своей свитой. Сани с парусом? Да, да, вы не ошиблись. В 18 веке такие сани были популярны, на них катались по крепкому льду озёр и прудов. Но самыми ходовыми были обычные двухполозные сани – единственное транспортное средство во всю долгую зиму. Впрочем, до 17 века царские и патриаршие выезды и летом совершались на санях.

Почему же по льду или снегу лучше всего двигаться на полозьях? Под полозьями тонкий слой льда и снега плавится от трения, падает сопротивление скольжению. Наши предки о трении не знали, но эффект саней почувствовали. Каких только разновидностей саней не создано за историю человечества! Тобогган – сани без полозьев. Нарты – сани с полозьями. Были даже жилища на нартах – «нартяной чум». Легкий каркас устанавливался на полозьях, а сверху обтягивался шкурами и парусиной. В таком жилище делали окна, а внутри устанавливали печку. Сани «богдыхана Поднебесной империи», как именовал себя китайский император, были закрытыми, а тащили их восемь слуг, обутых в башмаки с длинными гвоздями на подошвах.

В начале ХХ века начались попытки создания саней с механическим двигателем. Первую конструкцию таких саней придумал русский инженер А.С. Кузин в 1908 году. Его модель, снабженная авиационным двигателем, который вращал винт, установленный в трубе, развивал скорость до 70 км в час. С этого времени появилось множество всевозможных конструкций аэросаней, над которыми работали известные ученые и конструкторы. В 60-е годы создатель знаменитых пассажирских самолетов ТУ А.Н. Туполев придумал сани-амфибию на 6 человек. В таких санях можно ездить по льду рек: если он проломится, сани будут плавать.

У любых саней две основные части: полозья и сиденье, жестко скрепленные между собой. Кажется, трудно изобрести что-то новое. Но вот появилась идея сделать это соединение не жестким, а упругим. Дуговая перемычка соединяет полозья с сидением – она выполнена из листовой стали. Стоит привстать – санки подпрыгнут, кататься на них не только весело, но и удобно. Еще изобретены сани с рулевым управлением – их поворотом можно управлять, выдвигая вперед то левый, то правый полоз. Не так давно в Германии придумали санки «юмбо» – это надувная подушка из прочного, но очень легкого синтетического материала. Санки устойчивы и скользят по любому снегу. Эти «пневмосанки» смягчают удары во время быстрой езды и столкновений с каким-либо предметом, а еще не дают маленьким ездокам замерзнуть. В сложенном виде сани вместе с насосом легко помещаются в небольшой сумке. Есть санки на лыжах – с сиденьем, тормозом, рулем и тремя полозьями. Есть санки на роликах – когда нет снега переднюю часть санок приподнимают на веревке, и они катятся на колесиках.

Популярность саней настолько велика, что они включены в программу зимних Олимпийских игр. Большая скорость, развиваемая на санях, требует от спортсменов высокого искусства в управлении, а также мужества, смелости и находчивости. Может быть, и среди вас есть будущий чемпион. А пока блестит за окнами январский снежок, потренируйте свою смелость и находчивость на самых простых снежных горках.

  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
  •  
     
  • pcpi

     
     
  •  
     
  •  
     
  •