vlib.by

12 января – День зеркал

 

«Свет мой, зеркальце! Скажи, да всю правду доложи» – такие слова А.С. Пушкин не зря вложил в уста одной из своих героинь. Зеркало на протяжении веков считалось необыкновенным предметом, хранящим в себе какую-то тайну – заглянешь вглубь «зазеркалья» и увидишь, может быть, прошлое, а может быть, будущее. Не зря с зеркалом у разных народов связаны всевозможные гадания.

А вообще зеркало – это одна из древнейших вещей в обиходе человека. Его возраст насчитывает уже 5000 лет, и появилось оно в Древнем Египте. Однако первые зеркала очень мало были похожи на наши сегодняшние. Изготавливались они из чёрного мрамора, и потому кокетки, которые смотрелись в их полированную поверхность, выглядели, как выходцы из чёрной Африки. Зато в более поздние времена, когда египетские зеркала стали делать из бронзы, тот, кто хотел увидеть себя, обнаруживал в них лицо скорее происхождением из Юго-Восточной Азии, за счёт желтоватого свечения бронзы. Если материал, из которого делали зеркала, был разный, то форма со сменой эпох оставалась одной и той же – круглой. В этом проявился магический смысл: зеркало по форме связывалось и с  солнцем, и с луной, особенно с последней, так как зеркало, как и луна, отражало солнечный свет.

В Древней Греции зеркала также были бронзовыми и появились не ранее 5 века до н. э. Во всяком случае, ни в «Илиаде», ни в «Одиссее» Гомера, написанных раньше этого времени, вы не встретите упоминания о том, чтобы кто-нибудь из героев смотрелся в зеркало. Древнегреческие зеркала украшались тонкой гравировкой, которая наносилась на обратную сторону предмета и  представляла собой  обычно изображения вакхических сцен. Это было связано с тем, что зеркало у греков являлось атрибутом бога вина и веселья Вакха (Диониса) и богини любви Афродиты. По форме древнегреческие зеркала продолжали традицию египетских, то есть были круглыми. Внешне они напоминали средних размеров сковородку с ручкой.

Новое в форму металлических зеркал внесли древние римляне. Они, например, создали маленькие, «карманные» зеркальца. Впервые в Риме появляются и большие настенные зеркала, в которых человек мог созерцать себя в полный рост. Римлянам принадлежит и изобретение зеркала на подставке. Но интересно, что с падением Римской империи изготовление зеркал в Европе прекратилось почти на тысячелетие.

Об этом предмете здесь вспомнили только в 10-11 веках с началом крестовых походов на Восток, где зеркала всё это время были в ходу. Тогда же и в Европе возобновляется изготовление зеркал. В это время европейские зеркала, как и в древности, делают круглыми из металла.

Зеркала из стекла впервые стали изготовлять нидерландские  мастера, а за ними нюренбергские. Хрупкие стеклянные зеркала обычно помещались в футляры из слоновой кости и украшались драгоценными камнями. Вообще в старину зеркала имели только зажиточные люди, поэтому не случайно столь богато их оформление.

До середины второго тысячелетия форма зеркал оставалась круглой, и только в 16 веке появились прямоугольные зеркала, которые вставлялись в раму, как картина. Со временем рамы приобрели пышную форму, стали украшаться богатой резьбой и позолотой. В 16 веке в Венеции открыли способ серебрения стекла, благодаря чему отражение приобретало невиданную до того чистоту и ясность. Слава о венецианских зеркалах скоро распространилась по всей Европе. Во дворцах аристократов и королей стали создаваться целые «зеркальные кабинеты». В таком кабинете Екатерины Медичи было, например, 119 зеркал. А Людовик 14 заказал своему архитектору построить в Версале целую галерею зеркал длиной 63 метра. Вообще же расходы французского двора на зеркала в это время достигли огромной суммы – 370 тысяч ливров.

Монополия венецианской зеркальной мануфактуры сохранялась вплоть до 17 века! Однако постепенно у мастеров из Венеции появляются серьёзные конкуренты в других странах, и, наконец, французские и английские зеркала оттесняют венецианские. Новые зеркала имеют большие размеры и вставляются в роскошные рамы, выполненные в стиле рококо и классицизма. Такими зеркалами обычно украшались парадные залы во дворцах.

Кроме утилитарной и декоративной функции зеркало продолжало сохранять и магическое значение. В частности, теоретики распространившейся в 17-18 веках физиогномики (учение о выражении сущности человека в чертах лица) считали, что в кривых зеркалах люди становятся похожими на тех животных, которые таятся в глубине их натуры и составляют их истинную сущность.

В 19 веке происходит значительное техническое совершенствование зеркал, они становятся лучше по качеству и в то же время более дешёвыми. Зеркала, наконец, перестают быть прерогативой богатых и широко входят в быт простых людей.

В 20 веке утрачивается особое уважительное отношение к зеркалу как предмету жизненного обихода. Его форма предельно упрощается, оно лишается всякого обрамления. Теперь это просто кусок отражающей поверхности. С годами несколько варьируется только его абрис. В 1920-е годы в моде круглые зеркала, к 1950-м годам появляются зеркала неправильной формы. Однако время от времени и в 20 столетии создаются декоративные зеркала с богатым обрамлением. Особенно модными они были в 1970-е годы, когда в оформлении интерьеров использовалась стилизация «под старину».

Сегодня человек не испытывает ни страха, ни благоговения перед зеркалом. Это просто необходимая вещь в его быту. Но, тем не менее, всё же есть в зеркале какая-то манящая тайна, кажется, что оно не просто отражает наше лицо, но нечто говорит нам о нас.

 

  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
  •  
     
  • pcpi

     
     
  •  
     
  •  
     
  •