9 мая – 95 лет со дня рождения английского писателя Адамса Ричарда Джонса

 

О таких, как Ричард Адамс, принято говорить: «А наутро он проснулся знаменитым». Эта порядком надоевшая фраза может показаться не более чем затертым штампом, но нет – в данном случае она полностью соответствует действительности. Слава свалилась на этого человека и впрямь в одночасье, хотя и немного поздновато: «начинающему» писателю уже перевалило за пятьдесят, а в литературе еще никто и слыхом не слыхивал ни о каком Ричарде Адамсе.

Его явно не ждали. Да и сам он, как видно, не торопился покорять умы и сердца своих читателей. До издания первой книги в жизни Адамса произошло немало событий – пусть и не громких, но весьма значительных.

Вначале, как и все благонамеренные английские подростки, он долго и прилежно учился: окончил сперва колледж Брэдфилд в родном Беркшире, а затем (с перерывом на службу в британской армии в годы Второй мировой войны) – оксфордский колледж Вустер, где последовательно получил степени бакалавра и магистра в области современной истории.

Дальнейшая его жизнь была столь же благонамеренной, тихой и незаметной: женился, двадцать лет проработал на государственной службе (в Министерстве жилищного строительства и местного самоуправления) – занимался вопросами охраны окружающей среды. Наверное, это занятие было ему по душе, но всё же он будто бы на ощупь отыскивал пути к тому, чем по-настоящему хотел заниматься в жизни.

Книга «Уотершипский Холм» (в русском переводе – «Обитатели Холмов»), возвестившая о приходе в английскую литературу писателя Ричарда Адамса, принесла ему две престижные награды (медаль Библиотечной ассоциации Карнеги и премию газеты «Гардиан») и сразу стала культовой у детей и взрослых во всем мире. По некоторым данным, она разошлась тиражом более 20 миллионов экземпляров. Критики называли ее «настоящим эпическим романом» и сравнивали с «Властелином Колец» Дж.Р.Р.Толкина и даже с таким совсем взрослым произведением, как «Сто лет одиночества» Г.Гарсиа Маркеса.

Все это тем более удивительно, что главными героями своей эпопеи Адамс сделал... обыкновенных кроликов: наделил их разумом, описал язык, историю, мифологию, религию и общественное устройство. Оказывается, у кроликов есть свое верховное божество – яркий и теплый Фрит, в давние-давние времена сотворивший Землю и звезды. Есть и свой бог смерти – зловещий Черный Кролик Инле, и свой хитроумный Одиссей, герой кроличьих легенд и сказок – Принц-у-Которого-Тысяча-Недругов Эль-Ахрайрах. Вот уж поистине: только человек XX столетия с его изощренной фантазией мог додуматься до создания «кроличьего эпоса»!

Поначалу свою «сказку» о кроликах Адамс рассказывал дочерям Джульетте и Розамунде во время прогулок и уже в середине 1960-х годов написал большую повесть, полагая, что это будет современная сказка для детей. А в результате «Обитатели Холмов» положили начало целому направлению – «fantasyо животных», не имеющему возрастных границ. Последователи Адамса – Брайан Джейкс, Тэд Уильямс, Уильям Хорвуд – принялись сочинять кошачий, мышиный, кротовий эпосы, но успеха, какой имел предшественник, не добились.

О жизни и смерти (именно так!) рассуждает Ричард Адамс и во всех других своих книгах, о чем или о ком бы он ни писал: будь то гигантский медведь в романе «Шардик» (1974), два пса (терьер и дворняга) в романе «Бездомные псы» (1977) или военный конь полководца Роберта Ли в романе «Путешественник» (1988).

К одной из глав книги «Обитатели Холмов» автор взял в качестве эпиграфа строки из романа Ф.М.Достоевского «Братья Карамазовы»: «Животных любите: им Бог дал начало мысли и радость безмятежную. Не возмущайте же ее, не мучьте их, не отнимайте у них радости, не противьтесь мысли Божией». Творчество Ричарда Адамса во многом созвучно этим словам.

  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •