Бабель Исаак Эммануилович

 

Родился писатель 13 июля 1894 года в Одессе на Молдаванке в семье торговца-еврея по фамилии Бобель. Детство писателя прошло отнюдь не в бедности. Отец его был крупным купцом, занимавшимся торговлей сельскохозяйственным оборудованием.

Бабель получил великолепное образование, владел несколькими языками (французским, английским, немецким, изучал иврит) даже первые свои рассказы, пятнадцатилетним, он написал на французском. В автобиографии он писал: «По настоянию отца изучал до шестнадцати лет еврейский язык, Библию, Талмуд. Дома жилось трудно, потому что с утра до ночи заставляли заниматься множеством наук. Отдыхал я в школе». Чтобы поступить в подготовительный класс одесского коммерческого училища Николая I, Бабель должен был превысить квоту на студентов-евреев, но несмотря на положительные отметки, дававшие право на обучение, место было отдано другому юноше, чьи родители дали взятку руководству училища. За год образования на дому Бабель прошёл программу двух классов.

До революции будущий писатель успевает получить коммерческое образование в Киевском Коммерческом институте и даже защитить диссертацию на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Но перспектива сидения за конторкой не прельщала пылкого юношу. И в 1915 году он уехал из Одессы в Петроград с фальшивым паспортом и без гроша в кармане. В столице ему удалось поступить сразу на четвертый курс юридического факультета Петроградского психоневрологического института, что дало возможность получить вид на жительство.

Первые рассказы Бабеля, напечатанные в Одессе и в Киеве, остались незамеченными, а в Петербурге многие редакторы литературных журналов советовали ему бросить писательство и заняться торговлей. Так продолжалось  до тех пор, пока он не пришел к Горькому в журнал «Летопись», где и были опубликованы рассказы «Элья Исаакович и Маргарита Прокофьевна» и «Мама, Римма и Алла». Рассказы вызвали интерес у читателей.

Бабель считал русскую классическую литературу слишком серьезной, ему хотелось, чтобы литература будущего была более солнечной, легкой, веселой.  

В течение семи лет Бабель испробовал множество профессий и многое познал.Он служил в Чрезвычайной Комиссии, в качестве корреспондента газеты «Красный кавалерист» находился в Первой Конной армии, участвовал в продовольственных экспедициях, работал в Наркомпросе, в Одесском губкоме, воевал на румынском, северном, польском фронтах, был репортером тифлисских и петроградских газет. 

К художественному творчеству писатель вернулся в 1923,  в журналах «Леф»  и «Красная новь» были опубликованы рассказы, которые позднее составили циклы «Конармия» и «Одесские рассказы».

Основой для сборника рассказов «Конармия»  послужили дневниковые записи. Первая Конная, показанная Бабелем, отличалась от красивой легенды, которую сочинила о буденновцах официальная пропаганда. Красные командиры не простили ему «очернительства». Началась травля писателя, у истоков которой стоял С. М. Буденный. Горький же, напротив, защищал Бабеля, он считал, что писатель наоборот приукрасил действительность. «Конармия» была переведена на несколько иностранных языков, и вскоре писатель стал одним из самых популярных за рубежом советских авторов. 

В «Одесских рассказах» Бабель в романтическом ключе рисует жизнь еврейских уголовников начала XX века, находя в обиходе воров, налётчиков, а также мастеровых и мелких торговцев экзотические черты и сильные характеры. Вскоре афоризмы из этого цикла рассказов  разошлись на пословицы и поговорки.
   После «Одесских рассказов» печатается все реже. Приходит глубокое разочарование в революции и во всем происходящем, однако не эмигрировал, хоть и имел такую возможность. В 20–30-х годах почти ежегодно бывал за границей, где навещал свою первую семью. В 1935 в Париже на конгрессе писателей в защиту культуры он выступил с докладом. Его выступление, сдобренное юмором, на безукоризненном французском языке было встречено овацией. Изначально Бабель не был включен в состав советской делегации и только благодаря настоятельной просьбе французских писателей Бабель появился на конгрессе, когда он уже начался.

Последний прижизненный сборник рассказов Бабеля вышел в 1936 году.

15 мая 1939 Бабель был арестован на даче в Переделкино по обвинению в антисоветской заговорщической террористической деятельности и шпионаже. На допросах Бабеля подвергали жестоким пыткам. Под пытками он дал ложные показания, но на последнем судебном заседании Военной коллегии Верховного Суда СССР 21 января 1940 отказался от них.

Он был расстрелян как агент французской и австрийской разведок 27 января 1940 года, тело его было сожжено в крематории Донского монастыря. Расстрельный список был подписан лично Иосифом Сталиным.

При аресте у писателя изъяли несколько рукописей, которые оказались навсегда утраченными (15 папок, 11 записных книжек, 7 блокнотов с записями). Судьба его романа о ЧК остается неизвестной.

Через 14 лет, в 1954 году Бабель был посмертно реабилитирован.

20 лет произведения опального писателя были недоступны читателям. Лишь в 1957 году произошло его возвращение в литературу. И даже после этого, его произведения подвергались сильной цензуре.

Безвременная гибель Исаака Бабеля стала одной из самых больших потерь не только для отечественной, но и для мировой литературы.

 

Произведения И. Э. Бабеля

Всего Бебелем написано около 80 рассказов, объединенных в сборники, две пьесы и пять киносценариев.

 Цикл статей «Дневник» (1918) о работе в ЧК и Наркомпросе

 Серия очерков «На поле чести» (1920) на основе фронтовых записок французских офицеров

 Сборник «Конармия» (1926), перизд. 1933

 Еврейские рассказы, 1927

 Одесские рассказы, 1931

 Пьеса «Закат», 1927

 Пьеса «Мария, 1935

 Неоконченный роман «Великая Криница», из которого была опубликована только первая глава «Гапа Гужва» («Новый мир», № 10, 1931)

 Фрагмент повести «Еврейка», опубликован в 1968 г.

 Конармейский дневник 1920 года

 

Экранизация произведений И. Э. Бабеля

 «Беня Крик» / «Карьера Бени Крика», 1926

 «Биндюжник и король», 1989

 «Искусство жить в Одессе», 1989

 «Закат», 1990

 «Жизнь и приключения Мишки Япончика», 2011

 

Ссылки

 
 
 
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •