Шукшин Василий Макарович

 

 

Василий Макарович родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Сибирского края в крестьянской семье. Его родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались крестьянами-единоличниками, или середняками. Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз. Глава семьи – Макар Леонтьевич Шукшин – стал работать механизатором на молотилках, в деревне пользовался заслуженным уважением. Однако в дальнейшем это не спасло его от репрессий: был арестован и расстрелян в 1933 году и реабилитирован посмертно в 1956 году. Мать, Мария Сергеевна взяла на себя все заботы о семье. Мария Сергеевна осталась без кормильца с двумя малышами на руках (у Василия была сестренка Наташа). Глухое отчаяние наводило на страшные мысли, но затем пришло трезвое осознание того, что надо жить, если не ради себя, то хотя бы ради детей. И вскоре Мария Сергеевна вышла замуж повторно, за односельчанина Павла Куксина.

Отчима своего Павла Куксина Василий Шукшин позже вспоминал как человека редкой доброты. Женился он по любви. А как иначе? Ведь вдову взял, да с двумя детьми. И только начала налаживаться жизнь, как грянула война народная. «Второй отец» Шукшина ушел на фронт, а через год принесли похоронку.

Так и стал тринадцатилетний Василий Макарович главным мужчиной и кормильцем в доме. По воспоминаниям очевидцев, Шукшин рос мальчишкой замкнутым, что называется, «себе на уме». В общении со сверстниками он держал себя строго и требовал, чтобы те называли его не Васей, а Василием. Те, естественно, не понимали подобных просьб и частенько насмехались над товарищем. В таких случаях Шукшин поступал соответственно своему характеру – убегал в протоки Катуни и скрывался на ее островах по несколько дней.

После ареста отца и до получения паспорта Василий Макарович именовался по материнской фамилии Василием Поповым. В 1943 году Василий Шукшин окончил семилетку и поступил в Бийский автомобильный техникум. Проучившись два года и так и не закончив его, пошел работать в колхоз в своем селе до 1946 года. В 1947–1949 годах работал слесарем – такелажником и разнорабочим в Калуге и Владимире. В апреле 1949 года последовала новая смена рабочего места – на этот раз его отправили на строительство электростанции на станцию Щербинка Московско-Курской железной дороги. Там он проработал несколько месяцев, после чего попал на строительство железнодорожного моста на станции Голицыне. Именно там (в октябре) его и застала повестка из военкомата о призыве на действительную военную службу. С 1949 по 1953 год служил матросом на Балтийском флоте, потом радистом на Черноморском флоте. Тут он впервые попытался писать рассказы. В 1953 году демобилизовался с флота из-за обнаружившейся язвы желудка и вернулся в родное село.

Василий экстерном сдал экзамены за 10 классов и поступил на работу в школу сельской молодежи в качестве учителя 5–7-х классов (преподавал русский язык и литературу) и одновременно директора. Однако проучительствовал он недолго. Поступил было в автомобильный техникум, но вскоре понял, что и это не его стезя – поршни и цилиндры вгоняли его в тоску. Те же чувства он испытал, когда устроился работать инструктором Бийского райкома партии. И вот тогда Шукшин решил отправиться в Москву, поступать на сценарный факультет ВГИКа.

Первая официальная супруга Шукшина его односельчанка, школьная учительница Мария Ивановна Шумская. Познакомились они еще в юношестве и расписались летом 1955 года, когда Василий Шукшин, уже студент ВГИКа, приехал на первые каникулы из Москвы. После регистрации Вася пришел домой из загса один без Марии. Рванул на себе рубаху и давай восклицать: «Вот это женитьба! Ну и женился!». Оказалось, что молодые поссорились у дверей загса. Мария отказалась ехать с Василием в Москву – ее пугала неопределенность и неустроенность будущей московской жизни, она решила остаться со своими родителями и ждать мужа в Сростках.

В 1954 году поступил во ВГИК на режиссерское отделение, где постигал искусство кинематографии в мастерской Михаила Ромма. Придя на сценарный факультет ВГИКа, Шукшин представил на суд экзаменаторов свои рассказы, которые были записаны в толстую амбарную тетрадь. Так как почерк у Шукшина был очень мелкий, а тетрадь была очень толстая, девушки в приемной комиссии читать написанное поленились, решив про себя, что этот абитуриент типичный графоман. Однако, чтобы не обижать его, решили посоветовать: «У вас фактурная внешность, идите на актерский». Вгиковские педагоги боялись его брать. Он был правдолюбец, совершенно не понимал, что можно говорить, чего нельзя. Педагоги опасались, что он всех перебаламутит и их из-за него выгонят с работы. Но в него поверил Михаил Ромм.

Параллельно с успехами в кино довольно успешно складывалась и литературная судьба Шукшина. С третьего курса, по совету Ромма, он стал рассылать свои рассказы по всем столичным редакциям в надежде, что какая-нибудь из них обратит внимание на его труды. И он не ошибся. В 1958 году в журнале «Смена» был опубликован его рассказ «Двое на телеге». Однако эта публикация прошла не замеченной ни критикой, ни читателями, и удрученный Шукшин на время перестал рассылать свои произведения по редакциям.

Но уже вначале 60-х одно за другим стали выходить в свет литературные произведения Шукшина. Хронология этих публикаций такова: рассказы «Правда», «Светлые души», «Степкина любовь» были напечатаны в журнале «Октябрь» – в № 3 за 1961 год; «Экзамен» – в № 1 за 1962-й; «Коленчатые валы» и «Леля Селезнева с факультета журналистики» – в № 5 за тот же год.

В 1963 году в издательстве «Молодая гвардия” вышел первый сборник В. Шукшина под названием «Сельские жители». В том же году в журнале «Новый мир” (№2) были напечатаны два его рассказа: «Классный водитель» и «Гринька Малюгин” (цикл «Они с Катуни»).

В 1960 году Василий Шукшин окончил ВГИК. Его дипломная работа – короткометражный фильм «Из Лебяжьего сообщают» – осталась незамеченной. Фильм рассказывал об одном будничном рабочем дне сельского райкома партии в жаркий период летней страды. Посмотрев его, многие коллеги Шукшина посчитали фильм несовременным, в какой-то мере даже скучным.

Зато актерская карьера Шукшина в те годы складывалась гораздо успешнее, чем режиссерская. После фильма «Два Федора» приглашения сниматься посыпались на него со всех сторон. Буквально за короткий период Шукшин снялся в целом ряде картин: «Золотой эшелон» (1959), «Простая история» (1960), «Когда деревья были большими», «Аленка», «Мишка, Серега и я» (все – 1962), «Мы, двое мужчин» (1963) и др.

В 1957 году Шукшин из Москвы написал домой письмо о том, что просит развод у Марии, так как полюбил другую женщину. Официального развода с М. Шумской так и не было. Она так и не дала согласия на развод, несмотря на то, что об этом просила мать Шукшина. Василию Макаровичу удалось «нейтрализовать” этот брак, только потеряв паспорт.

В 1963 году он вступил в брак с Викторией Софроновой, дочерью писателя Анатолия Софронова. В 1964 году В. Шукшин приезжал с В. Софроновой на родину в Сростки. Виктория понравилась Марии Сергеевне Шукшиной как работящая и хозяйственная. Как раз в это время состоялся ее разговор с Марией Шумской о ее разводе с сыном Василием. В 1965 году у них родилась дочь Катенька.

С 1964 по 1967 год В. М. Шукшин состоял в браке с актрисой Лидией Чащиной.

В 1964 году на съемках фильма «Какое оно, море?» Василий Шукшин познакомился с 26-летней актрисой Лидией Федосеевой. Василий Макарович довольно продолжительное время не мог решить, с какой из любимых женщин жить, и поддерживал отношения с обеими. В конце концов, он остался с Федосеевой. В этом браке у него родились две дочери: Мария и Ольга.

В 1958 году опубликован первый его рассказ «Двое на телеге». В 1956 году состоялся его дебют в кино в картине Герасимова «Тихий дон». В 1958 году снялся в первой своей главной роли в фильме Хуциева «Два Федора».

Первая книга Шукшина – «Сельские жители» вышла в 1963 году в издательстве «Молодая гвардия». В этом же году он начал работать режиссером на киностудии им. Горького. Через два года после окончания ВГИКа Шукшин поставил драму «Ваш сын и брат», получившую Государственную премию РСФСР. Роли в фильмах «У озера» (директор Черных), «Печки-лавочки» (Иван Расторгуев) и «Калина красная» (Егор Прокудин) принесли Шукшину мировую известность, а снятые им ленты выдвинули его в число самых интересных режиссеров 1960-1970-х годов. 1973–1974 годы стали очень плодотворными для Шукшина. Вышел на экраны его фильм «Калина красная», получивший первый приз ВКФ. Опубликован новый сборник рассказов «Характеры». На сцене Большого драматического театра режиссером Товстоноговым готовилась постановка пьесы «Энергичные люди». В 1974 году Шукшин принял приглашение сниматься в новом фильме Сергея Бондарчука. Но Василия Шукшина уже давно мучили приступы язвы желудка, которые преследовали его еще с молодости, когда он страдал из-за пристрастия к алкоголю. Последние годы жизни после рождения дочерей он не притрагивался к спиртному, но болезнь прогрессировала. Еще на съемках «Калины красной» он с трудом приходил в себя после тяжелых приступов.

2 октября 1974 года Василий Макарович Шукшин скоропостижно скончался в период съемок фильма «Они сражались за Родину» на теплоходе «Дунай». Тело Шукшина в тот же день доставили в Волгоград: диагноз – сердечная недостаточность.

Похоронили Шукшина на Новодевичьем кладбище 7 октября в Москве. В тот день таксисты Москвы решили, как один, колонной проехать мимо Дома кино, где проходила панихида, и клаксонами подать сигнал печали. Однако сделать это им не позволили. В Союзе кинематографистов узнали об их инициативе и тут же связались с КГБ. Сразу после этого по всем таксомоторным паркам последовало распоряжение задержать выезд машин в город.

Попрощаться с выдающимся писателем, режиссером и актером собралось огромное количество людей. К концу панихиды гроб был весь в ветках калины. Почти каждый, пришедший проститься с Шукшиным, оставлял веточку с красными ягодами.

Именем Шукшина названы улица и Театр драмы в Барнауле, педагогический университет и привокзальная площадь в Бийске, библиотека в Кургане. Также именем Василия Шукшина названы улицы в Воронеже, Новосибирске, Омске и ряде других городов России.

С 1976 года на его родине, в селе Сростки, проводятся Шукшинские чтения (Шукшинские дни).

В 2002 году почитатели Шукшина не дали списать в утиль старый теплоход, на котором умер писатель. Судно отремонтировали и присвоили ему имя «Василий Шукшин».

25 июля 1989 года, в день 60-летия со дня рождения Шукшина, в Барнауле на ул. Юрина был открыт памятник (скульпторы Н. Звонков и М. Кульгачев, архитекторы В. Рублев и С. Боженко).

В апреле 2002 г. на территорию главного здания музея В. М. Шукшина в селе Сростки перенесена скульптура В. М. Шукшина (скульптор В. М. Клыков), которая первоначально была получена в дар от Художественного фонда СССР в 1985 г. и являлась элементом экспозиции Дома-музея матери В. М. Шукшина.

25 июля 2004 года, в день 75-летия со дня рождения В. М. Шукшина, был открыт памятник на горе Пикет. Открытие памятника работы скульптора В. М. Клыкова прошло в рамках 28-х «Шукшинских чтений», ежегодно проводимых в этом месте.

Монетным двором Германии по заказу Алтайского отделения Сбербанка России отчеканена монета для вручения почетным гостям торжеств, посвященных 80-летию со дня рождения Шукшина.

1 сентября 2009 года у входа во ВГИК был открыт памятник трем его известным выпускникам – Василию Шукшину, Андрею Тарковскому и Геннадию Шпаликову. Автор памятника – скульптор Алексей Благовестнов.

В Москве, на улице Бочкова на доме № 5, где в последние годы жил В. М. Шукшин, установлена памятная мемориальная доска.

Управлением Алтайского края по культуре и архивному делу учреждена Шукшинская литературная премия.
 

Премии и награды

 1964 – фильм «Живет такой парень» удостоен первой премии на Всесоюзном кинофестивале в Ленинграде и главной награды XVI Международного кинофестиваля в Венеции – «Золотой лев Святого Марка».

  1967 – Указом Президиума Верховного Совета СССР Василий Шукшин награжден орденом Трудового Красного Знамени.

  1969 – Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых – За художественный фильм «Ваш сын и брат».

  1969 – присвоено звание Заслуженный деятель искусств РСФСР. 

  1971 – Государственная премия СССР за исполнение роли в фильме С. А. Герасимова «У озера».

  1974 – фильм «Калина красная» удостоен первой премии на Всесоюзном кинофестивале в Баку.

  1976– Ленинская премия за совокупность творчества (посмертно). 

Василий Шукшин – актер

 «Тихий Дон» (1956) – матрос за плетнем

 «Убийцы» (1956) – боксер Оле Андре

 «Два Федора» (1958) – Федор-большой

 «Золотой эшелон» (1959) – Низовцев

 «Простая история» (1960) – Ванька Лыков

 «Из Лебяжьего сообщают» (1960) – Ивлев

 «Юрка – бесштанная команда» (1961)

 «Аленка» (1961) – Степан Ревун

 «Когда деревья были большими» (1961) – председатель колхоза

 «Командировка» (1961) – комбайнер

 «Мишка, Серега и я» (1961) – Геннадий Николаевич, классный руководитель

 «Мы, двое мужчин» (1962) – шофер Михаил

 «Какое оно, море?» (1964) – матрос Жорка

 «Журналист» (1967) – Карпачев

 «Комиссар» (1967) – командир полка

 «Три дня Виктора Чернышева» (1968 ) – Кравченко

 «Мужской разговор» (1968) – Ларионов Николай Николаевич, отец Саши

 «Освобождение» (1968–1971) – маршал Конев

 «У озера» (1969) – Василий Васильевич Черных

 «Эхо далеких снегов» (1969)

 «Любовь Яровая» (1970) – Роман Кошкин

 «Даурия» (1971) – Василий Улыбин

 «Держись за облака» (1971) – чекист

 «Печки-лавочки» (1972) – Иван Расторгуев

 «Калина красная» (1973) – Егор Прокудин

 «Если хочешь быть счастливым» (1974)

 «Прошу слова» (1975) – Федор, местный драматург (озвучивание – Игорь Ефимов)

 «Они сражались за Родину» (1975) – Петр Федотович Лопахин (озвучивание – Игорь Ефимов)

Василий Шукшин – режиссер

 «Из Лебяжьего сообщают» (дипломная работа), 1960

 «Живет такой парень», 1964

 «Ваш сын и брат», 1965

 «Странные люди»,1969

 «Печки-лавочки», 1972

 «Калина красная», 1973

Василий Шукшин – сценарист

 «Из Лебяжьего сообщают» (дипломная работа), 1960

 «Живет такой парень», 1964

 «Ваш сын и брат», 1965

 «Ваня, ты как здесь?» (телеспектакль), 1969

 «Странные люди», 1969

 «Пришел солдат с фронта», 1971

 «Я пришел дать вам волю», 1970

 «Печки-лавочки», 1972

 «Калина красная», 1973

 «Земляки», 1974

 «Позови меня в даль светлую», 1977

Ссылки

  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •