Голявкин Виктор Владимирович

 
 

 

Виктор Владимирович Голявкин родился 31 августа 1929 года в Баку в русской семье педагогов-музыкантов. Мать, Любовь Николаевна, родилась в Баку в семье петербургского межевого инженера, работавшего на Апшероне в качестве специалиста по землеустройству, была музыкально образованна и преподавала музыку детям.

Отец, Владимир Сергеевич Голявкин, москвич, в Московском синодальном училище получил начальное музыкальное образование под руководством знаменитого впоследствии дирижера Н.С. Голованова. Он работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке. Но увлечение рисованием было сильнее музыки. «Только я успел встать на ноги, сразу взял в руки карандаш и изрисовал все карточки в семейном альбоме и стены во всей квартире» – пишет Виктор Голявкин в своей биографии. «А как только вышел на улицу, начал рисовать на стенах домов, на асфальте, портил своими рисунками целые кварталы – теперь стыдно вспомнить об этом. Меня ловили, заставляли стирать. Но я снова рисовал». Однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти, и сам постоянно рисовал.

Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушел на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье. Он рисовал карикатуры на Гитлера и фашистов. В юности увлекался боксом, даже выступал на ринге, став в Азербайджане чемпионом по боксу среди юношей.

После войны Виктор Голявкин вопреки желанию родителей выбирает живопись, уезжает в Самарканд и поступает в художественное училище, которое позже было переведено в Ташкент, а затем в Сталинабад (сейчас – Душанбе), которое окончил с отличием в 1953 году. Будущий художник узнает жизнь и искусство Востока, это его очень обогащает. После солнечных ярких городов Азии он переезжает в Ленинград. С тех пор Петербург стал его домом. После года учебы в ленинградской художественной школе при Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина (Академия художеств) поступил в этот институт и окончил его в 1960 году с дипломом театрального художника. Ленинград в то время привлекает его своими музеями и памятниками искусства. В Ленинграде стал одним из лидеров формировавшегося художественного авангарда. Тогда же были написаны и первые рассказы для взрослых, экспериментальная форма которых сделала их предметом подражания молодых литераторов. Форма рассказов была столь непривычна, что они не смогли тогда увидеть свет.

Но у художника появляется еще и желание писать рассказы для детей, которые он сам и оформляет. Невозможность публикации невписывавшихся в официальную эстетику сочинений привела к тому, что сначала стали печатать рассказы для детей в журналах «Костер» и «Мурзилка». В 1959 году, когда Голявкину было уже тридцать лет, вышла первая книжка детских рассказов «Тетрадки под дождем», затем последовали сборники рассказов «Наши с Вовкой разговоры», «Мы играем в Антарктиду». Уже в них писатель показал себя мастером короткого рассказа, мастером диалога. Особенно много у Виктора Голявкина рассказов о детях младшего школьного возраста, о мальчишках: «Ты приходи к нам, приходи» (о том, как складываются отношения обитателей пионерского лагеря и мальчика, который отдыхает рядом в деревне). «Это мальчик» (о мальчишке, которого можно коротко охарактеризовать: «еще тот»). «Мой добрый папа» (1964 г.) – о чудаковатом человеке, довоенном интеллигенте, чья жизнь не совсем сложилась (мечта сочинять музыку так и осталась мечтой, но он трудится, дирижирует оркестром) и чья смерть на войне высветила личность и жизнь этого человека особым образом: он не герой, ибо выполнять свой человеческий долг – вовсе не героизм, а обязательное условие, «духовная необходимость» для такого рода людей. Повесть «Полосы на окнах» (1971 г.) рассказывает о том же маленьком герое, чей отец ушел на фронт, о его житье в годы войны, о мальчишеских интересах, постепенно отходящих на второй план, – герой взрослеет. Примерно о том же времени идет речь и в повести «Рисунки на асфальте» (1965 г.). Во всех трех повестях присутствуют автобиографические мотивы. Он умеет показать ребенка 7–10 лет (любимый возраст писателя) крупно, масштабно, значительно. Предмет внимания писателя – повседневная детская жизнь, а «секрет» его в том, что в этой жизни для него нет мелочей. В ней все всерьез, все важно и значительно, потому что совершается впервые в жизни. Дети у Голявкина (как и на самом деле) не живут какой-то отдельной детской жизнью. Жизнь здесь общая. Значит, в ней много взрослых. Взрослые у Голявкина большей частью легко понимают детей. Без труда разгадывают детские обманы и тревоги.

Умелый рисовальщик, Голявкин сам оформил большинство своих детских книжек и в члены Союза художников СССР в 1973 году был принят по секции графики. Сам он считал себя в первую очередь живописцем.

О взрослой прозе Голявкина писали на редкость мало. Они впервые появились в самиздате в 1960 г., в журнале Александра Гинзбурга «Синтаксис»; публикация в официальных изданиях состоялась много позже. Некоторые ранние рассказы были напечатаны в 1999–2000 гг.

Некоторые работы В. Голявкина легли в основу художественных фильмов, полюбившихся зрителю: «Лялька-Руслан и его друг Санька» (студия имени Горького по повести «Ты приходи к нам, приходи»), «Мой добрый папа» (Ленфильм, по одноименной повести), «Боба и слон» (режиссер Балтрушайтис, по оригинальному сценарию).

Владимир Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года: 1975 – I Всероссийская экспозиция книжной графики в Союзе художников, в 80-х в зале Союза художников РСФСР в экспозиции «Живопись графиков» демонстрировались 6 живописных полотен, некоторые из которых били позже куплены Государственным Русским музеем, 1990 – персональная экспозиция в Доме писателя (живопись) и другие.

Умер в Санкт-Петербурге 24 июля 2001 года. Похоронен на Комаровском поселковом кладбище.

Голявкина обожали и дети, и взрослые, но его короткую, хулиганскую и при этом очень добрую прозу печатали мало, неохотно. Книги Голявкина очень человечные, не забывают внушить малышам понятия добра и человечности. Читая их, дети, улыбаясь и смеясь, учатся постигать законы жизни. Он и в последние годы писал сильно, хотя редко, со всей своей голявкинской органикой, щедростью, с его милосердием и точностью. Сколько он всего знал о себе и людях, сколько умел, как любил читателя, доставляя ему истинное наслаждение коротким и веселым текстом! Смерть его прошла почти незамеченной. И в этом есть странная справедливость: незримо присутствуя в литературе все последние сорок лет своей жизни, он в ней и остался. Не слишком прославился при жизни, не изменился после смерти. Никуда не делся. Знакомое, милое, родное лицо…

 

СССЫЛКИ

 Голявкин Виктор Владимирович на сайте Википедии

 Виктор Голявкин о себе (Из повести «Города и дети»)

 Галерея современного искусства СОВА-АРТ. Виктор Голявкин

Тетрадки под дождем (рассказы), читать онлайн

 Рассказы Виктора Голявкина для школьников

 Виктор Владимирович Голявкин. Тетрадки под дождем, слушать онлайн

 Фильм «Лялька-Руслан и его друг Санька», смотреть онлайн

 Виктор Голявкин. «Никакой я горчицы не ел», конспект урока литературного чтения в 4-м классе

 
 
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •