vlib.by

Янссон Туве

 

 

9 августа 1914 года, 100 лет назад, в Гельсингфорсе (теперь – это город Хельсинки, столица Финляндии) родилась финская писательница и художница Туве Янссон, писавшая на шведском языке, – одна из самых загадочных фигур в детской литературе.

Ее отец (финн) Виктор Янссон был признанным скульптором, мама (шведка) Сигне Хаммарштен – известной художницей. По материнской линии Туве принадлежала к древнему шведскому роду Хаммарштенов, из которого вышло много видных государственных деятелей и просто знаменитых людей. Туве была первым ребенком в семье. Ее брат Пер-Улоф впоследствии стал фотографом, а другой брат Ларс  – художником.

Мать и отец любили друг друга и своих детей. В доме всегда было много работы, веселья, друзей. Туве не могла представить себе жизнь без своей семьи – «пусть немножко безалаберной, зато доброжелательной, веселой, гостеприимной».

Каждое лето семья жила на острове в Финском заливе в доме рыбака. Как там было хорошо детям! «Без счастливых детских лет, проведенных у моря, я никогда не начала бы писать!», – говорила Туве Янссон. Костры в лесу, морские прогулки, таинственная пещера в скалах – все это было так интересно девочке, что потом, став писательницей, она поселила своих героев в местах с точно такой же природой. Девочка росла фантазеркой, выдумщицей. Сочиняла сказки и фантастические приключения. Родители учили ее рисовать, лепить, часто приезжала тетя, которая любила делать из гипса совершенно невероятных существ, очень нравившихся детям. Не удивительно, что Туве, как и ее братья, полюбила рисование, лепку и мечтала стать художницей. Маленькая Туве и ее братья рисовали, мастерили маскарадные костюмы, играли в театр, сами писали пьесы, делали декорации. Туве даже никогда и не помышляла о чем-нибудь другом, кроме карьеры художника. В каком-то смысле Туве Янссон никогда не училась или не боролась за то, чтобы стать художником. Она была им с самого детства. Она даже делала рисунки к книгам знаменитых английских писателей Льюиса Кэрролла и Толкиена, хотя была еще подростком.

В 15 лет Туве Янссон уезжает учиться в Швецию, получив там диплом факультета изящных искусств Колледжа искусств, проходит стажировку в художественных школах Франции, Германии, Италии. К этому времени у себя на родине она уже добилась определенного признания, поскольку с 10 лет выполняла иллюстрации для популярного детского журнала.

Ее картины и рисунки выставлялись в музеях. Она работала театральным художником – рисовала декорации, была карикатуристом.

И вдруг! Вот как она сама пишет: «Была военная зима 1939 года. Всякая работа застопорилась, казалось совершенно невозможным даже пытаться рисовать картинки. Возможно, покажется естественным и понятным, что мне внезапно захотелось написать что-нибудь, начинавшееся словами “Жили-были…”». И первое произведение Туве Янссон было результатом войны: молодая художница, замечая, как «умирают цвета», хотела посреди этой мрачности воссоздать то, что напоминало о ее счастливом и безопасном детстве.

Туве Янссон нарисовала бегемотика, сделала его толстеньким, добрым, придумала ему семью, дом, друзей, целую долину Муми-троллей. Это была первая сказка. Она шесть лет пролежала в письменном столе, пока о ней не узнали друзья. Они уговорили Туве напечатать сказку. Появилась первая книга «Маленький тролль и большое наводнение». А потом еще и еще книги о Муми-троллях и других сказочных, забавных существах. Всего о муми-троллях Янссон написала 8 повестей («Маленькие тролли и большое наводнение», «Муми-тролль и комета», «Шляпа волшебника», «Опасное лето», «Мемуары Муми-папы», «Волшебная зима», «Папа и море», «В конце ноября»), один сборник рассказов «Дитя-невидимка», 4 книжки в картинках («Опасное путешествие», «А что потом», «Кто утешит малютку», «Мошенник в доме Муми-троллей»). Янссон лично адаптировала свои книги для театра. По мотивам «Опасного лета» она сначала написала пьесу «Муми-тролли за кулисами», а затем либретто к мюзиклу «Муми-опера».

До сказок Туве Янссон в скандинавских странах троллями называли злых сказочных великанов, живущих в горах, болотах, лесах. А Туве подарила миру очень добрых существ, похожих на вставших на задние лапы беленьких бегемотиков, на ожившие игрушки. Они похожи и на животных, и на людей. У каждого свой характер, они могут вести себя совсем как люди: строить дом, писать книги, путешествовать, курить трубку. И в то же время у них есть хвосты, лапы: у папы Муми-тролля была привычка прятать хвост в карман. Люди клянутся «головой», а Муми-тролли – хвостом. Они любят играть. Их любимые игры – «Приключения» и «Спасения».

Муми-тролли справедливы, честны, внимательны к друг другу. Все жители Муми-дола очень гостеприимны. В доме Муми-троллей примут любого, кто бы ни пришел, усадят за стол, уложат спать, и оставят жить «насовсем».

Туве Янссон в своих сказках не скрывает от детей, что в мире много опасностей: голод, холод, одиночество, смерть, природные катаклизмы, но все ее книги оптимистичны, они вселяют надежду на победу добра. Читая сказки Янссон, сегодняшние дети, а это вы, ребята, поймут, как важно быть самим собой, быть в ответе за тех, кто рядом, как важно быть терпеливым и бескорыстным, какое чудо – обыкновенная человеческая жизнь. Кроме того, чтение книг Туве Янссон просто наслаждение: как прост и богат ее язык, как много юмора в ее сказках!

С годами популярность муми-книг не шла на спад, а наоборот, только росла. Книги Туве Янссон привлекают внимание не только детей, но и взрослых читателей, и даже ученых.

Пишет она по-шведски (в Финляндии два государственных языка: финский и шведский). Позже ее сказки были переведены на 32 языка мира.

Имя Туве Янссон четырежды было занесено в Почетный список Г. К. Андерсена. За свои произведения Янсон была награждена Международной премией имени Х. К. Андерсена (золотой медалью с профилем великого сказочника), это высшая награда для человека, который пишет для детей. Эта писательница не только сочиняла героев, но и сама их рисовала. А потому все ее книги, в какой бы стране мира они не издавались, выходят с рисунками автора. А так бывает не часто.

Творчество Т. Янссон сравнивают со сказками самого Андерсена и с произведениями Линдгрен. И в то же время у нее весьма самобытные, ни с чем несравнимые сказки.

У Туве Янссон долгая жизнь – она прожила 87 лет. Тридцать пять из них она отдала сказкам для детей. В XXI веке произведения финской писательницы продолжают пользоваться популярностью во всем мире. Каждый год появляются все новые истории про Муми-тролля и его друзей: еще в семидесятые Туве разрешила продолжать оригинальные повести всем желающим.

В июне 2001 года писательница скончалась от обширного кровоизлияния в мозг. В день похорон Янссон в Финляндии был объявлен национальный траур. Президент страны, обращаясь с соболезнованиями к родственникам писательницы, сказал, что «Творчество Туве Янссон – самый большой вклад Финляндии в мировую сокровищницу культуры после Калевалы».

 

Награды и премии Туве Янссон

 1953 – «Премия Нильса Хольгерсона» лучшему детскому писателю года

 1966 –  Медаль Г-Х Андерсена за вклад в развитие детской литературы

 1972 – Премия Шведской Академии Искусств

 1976 – Золотая Президентская Медаль Финляндии

 1978 – Почетное звание доктора искусствоведения Университета Хельсинки

 1993 – Премия имени Сельмы Лагерлеф за вклад в литературу

 1995 – Звание Почетного Профессора Финской Республики

 1996 – Литературная Премия Американо-Скандинавского Культурного Фонда за вклад в искусство

Наследие Туве Янссон

 В Финляндии существует «Общество Туве Янссон» (Tove Jansson Seura), целью которого является поддержание интереса к творчеству писательницы.

 В России есть несколько фэн-клубов Туве Янссон.

 Очень популярны созданные ею персонажи в Японии, где есть фэн-клубы муми-троллей и множество магазинов, торгующих сувенирной продукцией с муми-тематикой.

 С 2002 года в Финляндии вручается Литературная Премия имени Туве Янссон.

Муми-цитаты

Муми-цитаты – то, что поднимет вам настроение и сделает вас немножко счастливее. Здесь собраны цитаты из книг о муми-троллях, которые можно смело брать на вооружение. Это добрые советы, которые сделают вашу жизнь лучше и счастливее.


Когда у тебя возникает желание что-то сделать, нужно немедленно принимать решение и не ждать, пока это настроение пройдет.


Быть может, добрые намерения – важнее результата.


Это ведь обычное дело, что сложная проблема разрешается во сне. Голова, да и все прочее, лучше всего работает, если оставить в покое.


– По правде сказать, я никогда не верил компасам. Тем, кто чувствуют правильный путь, они только мешают.


– Удивительная штука эти реки и дороги, – размышлял Снифф. – Глядишь, как они стремятся мимо тебя, и на сердце становится так тревожно, так смутно. Неодолимо тянет в чужие края, тянет отправиться вслед – посмотреть, где же они кончаются...


– Видишь ли, – сказала она, – столько самого разного случается лишь зимой, а не летом, и не осенью, и не весной. Зимой случается все самое страшное, самое удивительное.


Она была так одинока, что потерялась.


Никогда не крась вещи только потому, что у тебя осталась краска.


Нужно забывать обо всем, что тебе неприятно.


– Я был так несчастлив, что даже не заметил, как построил двухэтажный дом!


Должно быть очень одиноко тому, кого все боятся.


Меня всегда удивляло, что торжественные минуты жизни часто бывают испорчены ничтожными замечаниями, даже если их делают не со зла, а по глупости.


Каждый человек должен совершить свои ошибки.


Но надо иногда менять что-нибудь. Слишком многое мы принимаем как должное, в том числе и друг друга.


Не стоит волноваться. В мире нет ничего страшнее нас самих.


Говори прямо, если хочешь чтоб тебя понимали.


Просто это очень опасно – говорить кому-то о своих самых сокровенных мечтах.


Но если понимать друг друга без слов, остается лишь, собственно говоря, немного поболтать ни о чем, не правда ли?


– Знаешь, иногда, когда все хорошо, мне становится жуть как скучно.


Чтобы придать очертания большой мечте, нужны пространство и тишина.


Ничего так не люблю, как звезды. Перед сном я всегда смотрю на звезды и гадаю, кто там живет и как до них добраться. Небо кажется таким дружелюбным, когда в нем полно маленьких глазок.


Нельзя же постоянно быть приветливым и общительным. Просто-напросто не успеваешь.


– Я ужасно сердита. А в таких случаях единственное, что помогает – уборка.


Иногда хорошо поплакать — это то, что вам нужно для роста.



– Следующей весной я должна проснуться раньше всех, – повторила мама. – Чтобы пожить немного спокойно и делать все, что захочется.


Чтобы понять внучку, бабушка пыталась вспомнить, какой она сама была в переходном возрасте, но в её памяти возникал только образ милой послушной девочки. Мудрая бабушка пришла к выводу, что переходного возраста у неё ещё не было, и он может нагрянуть лет этак в восемьдесят пять, так что надо последить за собой.


– Странная штука любовь, – сказала как-то раз София. – Чем больше любишь кого-нибудь, тем меньше он думает о тебе.

– Так и есть, – согласилась бабушка. – И что же тогда?

– Любишь дальше, – горячо ответила София. – И все ужаснее и ужаснее.


Подумать только! Быть такой красивой и не получать никакой радости от своей красоты!


– Пойду-ка сварю кофе, - сказала мама, –- а то я только и знаю, что сидеть и пробовать на вкус каждую минутку.


– Знаешь, что мне в тебе нравится, – доверительно сказал хемуль, – то, что ты такой молчаливый. Можно подумать, что ты очень умный.


Ночью может быть либо страшно, либо волшебно, в зависимости от компании.



Она решила раздать свое имущество, чтобы вокруг нее стало побольше воздуха.


Смотреть на вещи – одно, а держать их в руках, знать, что они твои собственные, – совсем другое.


От радости она даже посерьезнела.


– А можно доесть то, что уже во рту?


В обыденной жизни от гениев – одни неприятности.


Никогда не станешь по-настоящему свободным, если будешь чрезмерно кем-нибудь восхищаться.


А вообще есть большая разница между тем, как ты рассказываешь о каких-то вещах, и тем, как ты о них думаешь… И кроме того, все это больше зависит от того, что чувствуешь…


Запах – очень важная вещь, он напоминает о том, что пережито, он похож на тонкое, но надежное покрывало, сплетенное из воспоминаний.


Я владею всем, что вижу, о чем думаю. Я владею всем миром.


Жить в свое удовольствие – что может быть лучше на свете?!


Можно лежать на мосту и смотреть, как течет вода. Или бегать, или бродить по болоту в красных сапожках, или же свернуться клубочком и слушать, как дождь стучит по крыше. Быть счастливой очень легко.


Когда я что-нибудь сильно преувеличиваю, я всегда сам в это верю!


Ну никакого порядка на свете, – недовольно подумал он. – Вчера жарища, сегодня мокротища. Пойду-ка завалюсь снова спать.


Как жаль, что все самое интересное кончается тогда, когда его перестаешь бояться и когда тебе, наоборот, уже становится весело.


Всегда тяжело, когда хочешь что-то иметь, унести его с собой, чтобы оно принадлежало только тебе. А я просто смотрю на них, а когда ухожу, они остаются у меня в памяти. Есть более приятные занятия, чем таскать чемоданы.


Какая жалость, если Земля расколется! Она такая хорошая.


 

Ссылки

 
 
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
  •  
     
  • pcpi

     
     
  •  
     
  •  
     
  •