vlib.by

Томас Манн

 

 

 

Томас Манн родился в Любеке, «старинном городке... с узенькими, извилистыми улочками, островерхими домами, готическими церквами и колодцами». «Я горожанин, бюргер, отпрыск и дальний потомок немецко-бюргерской культуры», – так писал он о своем происхождении. Его отец – Иоганн-Генрих Манн был владельцем крупной хлеботорговой фирмы и сенатором, человеком известным и уважаемым, а мать, Юлия да Силова-Брунс, родилась от брака немецкого плантатора и бразильянки португало-креольского происхождения и в возрасте 7 лет была привезена в Германию. Мать была музыкально одаренным человеком. Она сыграла большую роль в воспитании Томаса и остальных четырех детей. Спустя много лет, работая над «Очерком моей жизни», Манн так писал о себе: «Суровость честных правил я унаследовал от отца, а нрав весело-беспечный, иначе говоря, восприимчивость ко всему художественно-ощутимому – от матери». В семье Иоганна Генриха Манна было пятеро детей: три сына и две дочери. Старший, Генрих, и средний, Томас, стали всемирно известными писателями.

Любовь и нежные воспоминания о родительском доме писатель сохранил на всю жизнь, и образ родового гнезда запечатлен им на страницах романа «Будденброки», в новеллах «Паяц» и «Тонио Крегер». «Детство у меня было счастливое, холеное», – записал много лет спустя Манн в «Очерке моей жизни». Особенно ему нравилось вспоминать кукольные спектакли, декорации к которым изготавливал старший брат Генрих, а все роли и текст принадлежали Томасу. Круг чтения у Манна был широк и не очень характерен для его сверстников. Он увлекался «Илиадой» Гомера и произведениями Вергилия, с удовольствием заучивая целые страницы. Среди его любимых авторов были также Гёте и Толстой, Шиллер и Достоевский, Клейст и Шамиссо, Чехов и Фонтане.

Годы учения в школе Манн характеризовал так: «Я ненавидел школу и до самого конца учения не удовлетворял требования, которые она ко мне предъявляла». Гимназическое начальство раздражало не только отсутствие у него прилежания, но и то, что нередко знания гимназиста были богаче знаний учителя, когда речь шла о гуманитарных науках. Еще учась в гимназии, Томас стал создателем и автором литературно-художественного и философского журнала «Весенняя гроза».

В 1891–1892 годах, после смерти отца была ликвидирована семейная фирма Маннов. Семья была вынуждена продать особняк в Любеке и перебраться в Мюнхен. В баварской столице Томас устроился стажёром в одну контору, и, переписывая тысячи бумаг, украдкой работал над своим первым романом «Падшая» (1894). Одновременно посещал Мюнхенский университет и политехнический институт. Важнейшим фактором в духовном становлении Манна было обращение в эти годы к трудам Ницше и Шопенгауэра.

В 1896–1898 годах Томас Манн вместе со своим братом – выдающимся немецким писателем Генрихом Манном – путешествуют по Италии. В мировой словесности вряд ли можно найти в одной семье подобное блистательное по значению и по контрастной яркости соцветие талантов. Явление это поистине уникальное. Братья, такие несхожие по темпераменту, по природе своего дарования, по характеру видения и отображению действительности, по стилю, шли каждый своим собственным, своеобычным художническим путем, но к одной общей для них цели – служить своим словом людям и были соединены друг с другом нерасторжимыми узами.

Томас начал писать рассказы, отправлял их немецким издателям, среди которых них был С.Фишер, предложивший объединить эти рассказы в небольшой сборник. Благодаря Фишеру в 1898 году вышел в свет первый сборник рассказов Томаса Манна «Маленький господин Фридеманн».

На протяжении всей жизни Манн не уставал повторять, что для него было «величайшим духовным переживанием» чтение произведений классиков русской литературы. Он хорошо знал творчество А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.С. Мережковского, А.М. Горького и других. Но особое место в жизни и творчестве Манна занимали два великих русских писателя – Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой. Они были для него выражением духовной власти тьмы и света в целостном единстве, где четко установлена пропорциональная зависимость возможной высоты полета человека от глубины его падения. К тому же в данных Манном характеристиках жизненного и творческого пути Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского постоянно ощущается присутствие скрытого автопортрета.

Вернувшись в Мюнхен в том же году, Томас работал редактором юмористического журнала «Симплициссимус». Здесь он поначалу сблизился с членами кружка немецкого поэта Ш.Георге, которые провозглашали себя наследниками Немецкой культуры и исповедовали идеи декаданса, но довольно скоро понял, что ему с ними не по пути.

В 1899 году Манна призвали на годичную военную службу. А в 1901 году вышел его роман «Будденброки», принадлежащий к жанру «семейного романа». Он принес Манну всемирную славу и Нобелевскую премию, а также любовь и признательность миллионов людей. Взяв за основу историю собственной семьи и фирмы, основанной в 1760-х гг. его прапрадедом Зигмундом Манном, писатель создал эпическую хронику, показав типические черты развития бюргерства в XIX веке и создав тем самым материал для творческого осмысления проблем современной жизни. Этому он и посвятил все свои последующие произведения. Показывая четыре поколения Будденброков, писатель изобразил не только материальный, но и моральный упадок бюргерства.

Вот что писали о романе: «Если старшие представители рода Будденброков, жившие во времена расцвета буржуазии, прочно стояли на ногах и считали свой быт нерушимой формой существования, и успех сопутствовал им в делах, то их потомкам приходится отступать и гибнуть под ударами более ловких и бессовестных конкурентов. Типичные представители буржуазии перестали осознавать себя хозяевами жизни. Под их бытием время подвело черту, и роман закономерно завершало преисполненное драматизма описание смерти Ганно Будденброка, на котором оборвался старый бюргерский род и закончился цикл развития ценою исторического периода».

Писатель не принимал новую буржуазную действительность, складывавшуюся у него на глазах, – ни ее искусства, ни ее идеологии. Всему комплексу социальных явлений, связанных с империалистическим ХХ веком, Манн противопоставил как идеал и норму бюргерскую культуру. Его описания устоявшегося бюргерского быта – упорядоченного и несуетливого – пропитаны теплом и напоминают своей поэтичностью толстовские описания быта русского дворянства. Разумеется, Будденброки (Томас Манн это подчеркивает) не могут олицетворять всю бюргерскую культуру: для этого они недостаточно интеллек­туальны и слишком прагматичны. Но пора расцвета бюргерства, совпадавшая с расцветом буржуазной демократии, рассматривалась писателем как вершина духовного развития человечества, а крушение бюргерского уклада жизни воспринималось Манном как закат всей культуры.

За весь 1901 год было продано всего 100 экземпляров этого романа, однако тиражи росли год от года, и в 1929 году роман был выпущен общим тиражом в 1 млн. экземпляров.

В 1903 году была закончена одна из лучших манновских автобиографических новелл «Тонио Крегер», вошедшая вместе с семью другими новеллами в сборник под названием «Тристан». Литературная известность Манна открыла перед ним двери многих престижных домов Мюнхена, в том числе и особняка Прингсхеймов – профессора математики и его жены. Их дочь Катя становится избранницей молодого писателя, его верной спутницей по жизни. От этого брака у Манна было шестеро детей, один из них – Клаус – стал автором нашумевшего романа «Мефистофель».

В 1907 году появилась единственная пьеса Манна «Флоренция». В уста героев пьесы писатель вложил собственные суждения о буржуазной действительности: «Оглянитесь вокруг: все дозволено, ничто уже не является позором. Нет такого злодейства, от которого у нас теперь еще становились бы волосы дыбом». В пьесе он отстаивал этическую ценность эстетического взгляда на жизнь не только для художника, но и для человека вообще.

Этой же теме посвящен и роман «Королевское высочество» (1909). Автор писал об этом произведении: «Полный намеков и ассоциаций анализ княжеского бытия как формального, вещного, абстрактного, одним словом, эстетского бытия и разрешение от бремени величества через любовь – вот содержание моего романа, который, не чуждый симпатии к любому виду «частных случаев», проповедует человечность».

В 1913 году вышла одна из лучших и самых популярных новелл Томаса Манна – «Смерть в Венеции», в которой он вновь обращается к дискуссионным вопросам судеб искусства и художника в условиях кризиса культуры. Вспоминая годы Первой мировой войны, разразившейся в 1914 году, прозаик называл их временем «заблуждений и правоты», когда он «вместе со своим народом» прошел «тяжкий путь» познания и истины. Непосредственного участия в военных действиях Манн не принимал, но считал, что оставаться в стороне от всего происходящего не имеет права, и видел свое назначение в том чтобы «служить духовным оружием». В 1914 году писатель опубликовал статью «Мысли во время войны», очерк «Фридрих и большая коалиция», а с 1915 по 1918 год работал над книгой «Размышления аполитичного» (1918). Эта книга, рожденная под знаком и давлением войны, явилась итогом раздумий о проблемах немецкого духа, но одновременно пером автора водило страстное желание сравнить себя с другими, познать себя.

Еще в 1912 году у Манна родилась мысль о произведении, в котором бы отразился «духовный склад европейца первой трети двадцатого столетия и вставшие перед ним проблемы», но только в 1924 году замысел осуществился: вышел в свет роман «Волшебная гора». Это роман о времени – о прошлом и настоящем. Идея Человека и человечности является центральной идеей романа, центром напряженных дискуссий и непростых раздумий героев и самого автора. Успех книги был колоссален. В течение четырех лет книга пережила сто изданий, что было почти невероятно.

Параллельно с «Волшебной горой» Манн написал несколько эссе: «Гете и Толстой» (1923), «О немецкой республике» (1923), «Оккультные переживания».

В 1926 году вышел в свет первый роман тетралогии «Иосиф и его братья», которая задумывалась как продолжение проблематики «Волшебной горы». Тетралогия состоит из романов: «Былое Иакова» (1933), «Юный Иосиф» (1934), «Иосиф в Египте» (1936), «Иосиф-кормилец» (1943). Замысел монументального цикла романов возник у автора почти случайно. Однажды в своем уютном мюнхенском доме Манн, перелистывая старую семейную Библию, наткнулся на рассказ об Иосифе Прекрасном и задумался над вопросом: нельзя ли заново пересказать эту захватывающую историю? Манн стремился вложить в известный сюжет «нечто нужное людям», «какое-то внутреннее содержание». Он поставил перед собой задачу необычайной сложности: исследовать проблему гуманизма не на примере частного, индивидуального, а в общечеловеческом плане, отдавая предпочтение типическому перед индивидуальным. Писатель превратил своего героя в символический образ человечества, а сам роман стал поэмой о человечестве. Работой над тетралогией была продиктована и поездка писателя в 1930 году на Ближний Восток.

В то время когда шла работа над первой книгой об Иосифе, над Германией сгущались сумерки фашизма, опасность которого Манн осознавал достаточно ясно. Выражением тревожных настроений писателя стала новелла «Марио и Волшебник», которую сам прозаик определял как «экспромтом родившуюся повесть».

В 1929 году Шведская академия отметила роман «Будденброки» Нобелевской премией. Манн полагал, что это – признание всего, что им было написано к этому времени. В 1933 году Томас Манн вынужденно покинул Германию. Эмиграция в Швейцарию совпала с выходом в свет первой части тетралогии «Иосиф и его братья», а в 1934 году увидела свет и вторая часть этого монументального романа. В этом же году писатель совершил свою первую поездку в США.

В 1936 году он начал работать над романом «Лотта в Веймаре» (1939), поставив перед собой цель «изобразить Гете во плоти». Сюжет романа основан на встрече через сорок с лишним лет в Веймаре Гёте и Лотты, героини романа «Вертер», которая приехала в город для того, чтобы вспомнить свои отношения с великим поэтом и понять, правильно ли она поступила, расставшись с ним. Писатель приходит к мысли о том, что между наличием в человеке дара божеского и качественной характеристикой человеческой индивидуальности существует тесная положительная связь: чем больше талант в человеке, тем выше индивидуальность его носителя. Гениальная художственная одаренность Гете во многом обусловливает и его гениальную личность.

Манн всю жизнь активно выражал свою гражданскую позицию, но набиравшие силу фашисты пытались запретить писателю выступать от имени Германии. Однако Манн не побоялся выступить против и заявил во весь голос, что не желает иметь ничего общего с «немецкими чертями». Неприкрытая травля писателя властями Германии нарастала. В декабре 1936 года писатель получил от декана философского факультета Боннского университета извещение о том, что в связи с лишением Манна германского подданства «философский факультет считает себя вынужденным вычеркнуть» писателя из списка почетных докторов. Извещение стало той каплей, которая переполнила чашу, и 1 января 1937 года Манн дал ответ, получивший известность под названием «Переписка с Бонном». Без обиняков Манн заявил, что «национал-социалистическая система» имеет и может иметь только одну-единственную цель – «подготовитьнарод к войне»,превратить его в беспредельно покорную, слепую и фанатически невежественную машину. Свою миссию художника в схватке с этой машиной Манн видел в «сохранении высокого качества немецкой культуры», в том, чтобы выступить «против грязной фальсификации немецкого духа».

В 1938 году Манн переселился в США, в 1941–1952 годы жил в Калифорнии, писал статьи, в которых размышлял о судьбах Германии, пытался найти ответ на вопрос, в чем причины трагедии, постигшей его родину, старался показать истинные ценности немецкой культуры. Особенно важным для понимания творчества прозаика в этот период являются его работы «Проблема свободы» (1939), «Германия и немцы» (1947), «Ницше в свете нашего опыта» (1948). В 1943 году Томас Манн начал работу над своим самым значительным, самым сложным, итоговым произведением – «Доктор Фаустус» (1947).

В обширной статье «История «Доктора Фаустуса». Роман одного романа» (1949) Манн реконструирует этапы работы над одним из сложнейших произведений XX века, не только обращая особое внимание на политическую ситуацию, в которой рождалось произведение, но и восстанавливая культурную среду, влиявшую на формирование замысла. Манн читал мемуары Стравинского, слушал музыку Чайковского, встречался с композитором-модернистом Шенбергом, штудировал книги по музыке, обращался к письмам Лютера и произведениям Шекспира, созерцал картины Дюрера, читал «Молот ведьм», исследования о Ницше. Весь этот огромный культурно-исторический пласт нашел свое отражение в романе на вечный сюжет – о продаже души за дар свободного творчества. У главного героя романа – композитора Адриана Леверкюна – много прототипов, но на первом месте стоит музыкант Гуго Вольф (1860-1903), чья трагическая судьба привлекала писателя своей неординарностью.

«Доктор Фаустус» – это роман о соседстве эстетизма и варварства, о трагедии композитора, предавшего идеалы человечности, добра, отрекшегося, как говорит сам герой, от главной заповеди искусства – «разумно печься о нуждах человека, о том, чтобы людям лучше жилось на земле и средь них установился порядок, что дал бы прекрасным людским творениям вновь почувствовать под собой твердую почву и честно вжиться в людской обиход». Однако в этой книге писатель выходит далеко за рамки проблем искусства, прямо вторгаясь в жизнь, в повседневность фашистской Германии, развязавшей кровопролитную войну. Судьба Леверкюна тесно переплетается с судьбой страны, с судьбой немецкого народа.

На создание романа ушло три года и восемь месяцев, и наконец, «29 января 1947 года, утром, я написал последние строки «Доктора Фаустуса» – ту тихую, проникновенную молитву Цейтблома за друга и отечество, которая уже давно мне слышалась», – записал Манн в 1949 году. Мысли об отечестве, судьбах культуры не покидали писателя. В этом же году он совершил поездку в Германию, выступал на гётевских торжествах, но радость возвращения в Европу омрачилась самоубийством сына Клауса и смертью младшего брата Виктора. К 1950 году Манн потерял и старшего брата Генриха.

1951 год был ознаменован появлением романа «Избранник», написанного на сюжет средневековой легенды «О добром грешнике». За год до смерти Манн закончил первую часть начатого еще в 1910 году романа «Признания авантюриста Феликса Круля» (1954), который завоевал популярность благодаря занимательности сюжета и множеству комедийных ситуаций, а также свойственной писателю глубине социальной и философской проблематики. В 1952 году Манн окончательно вернулся в Европу и последние годы своей жизни провел в Цюрихе, где 12 августа 1955 года окончился его земной путь.

 

ССЫЛКИ

 Томас Манн на Википедии

 Томас Манн. Биография

 Люди. Томас Манн

 Краткая биография. Томас Манн

 Лучшие книги Томаса Манна

 Все книги автора в Электронной библиотеке

 Книги читать онлайн

 Цитаты и высказывания Томаса Манна

 Электронная библиотека Грамотей. Томас Манн

 Читать краткие пересказы произведений автора Томаса Манна

 Румянцевский музей. Неизвестный Томас Манн

 Краткая коллекция текстов на немецком языке (с переводом)

 Литва. Культурный центр Томаса Манна

  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
  •  
     
  • pcpi

     
     
  •  
     
  •  
     
  •