vlib.by

Троепольский Гавриил Николаевич

 

 

Троепольский Гавриил Николаевич (псевдоним Т. Лирваг) родился в селе Новоспасовка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне Воронежской области) в семье православного священника. Детство прошло в деревне, рано познал крестьянский труд.

В 1924 году Троепольский окончил трехклассное сельскохозяйственное училище им. К. А. Тимирязева в селе Алешки Борисоглебского уезда Воронежской губернии и, не устроившись на должность агронома, пошел учительствовать в сельскую школу-четырехлетку, преподавал до 1930. Уже в это время Троепольский начинает вести различные записи: охотничьи заметки-наблюдения, пейзажные зарисовки, картины повседневного крестьянского быта и т. п.

В середине 1920-х своим первым литературным опытам Троепольский не придавал серьезного значения. Веру в писательское призвание несколько укрепило знакомство с прозаиком Н. Н. Никандровым в конце 1920-х в селе Махровка, где Троепольский учительствовал. Никандров посоветовал Гавриилу Николаевичу не бросать писательство, хотя, став младшим научным сотрудником, а потом и заведующим Алешковским опорным пунктом, Троепольский ставит опыты по агротехнике и ведет сортоиспытания.

«Начинающим» писателем Троепольский стал, по сути дела, в возрасте 47 лет, когда в литературу принес свою тему: «...боль за землю, за судьбу ее сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо...». К началу 1950-х в активе Троепольского была лишь одна литературная публикация: рассказ «Дедушка», который был подписан псевдонимом «Т. Лирваг» (если читать с конца: «Гаврил Т.»). «Чем больше я перечитывал тогда рассказ, – вспоминал впоследствии Г. Н. Троепольский,– тем меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу». Лишь спустя 15 лет автор не совсем удачного рассказа «Дедушка» изменил свое решение: Троепольский, захваченный на рубеже 1940–50-х сразу несколькими замыслами, развернул работу над циклом рассказов «Из записок агронома». В ноябре 1952 Троепольский послал один из них («Никишка Болтушок») в редакцию журнала «Новый мир». Этот журнал и стал первооткрывателем Троепольского-художника. Едва ли не все произведения Троепольского 1950–60-х (повести, рассказы, очерки, статьи) впервые увидели свет на страницах «Нового мира».

Всю свою жизнь Троепольский был благодарен А. Т. Твардовскому за активное участие в его творческой судьбе. Он часто ездил к Твардовскому в гости, обсуждал с ним свои новые замыслы и получал от него дополнительную творческую энергию. После смерти поэта Троепольский нередко навещал его семью.

Цикл «Из записок агронома» («Записки агронома») состоит из 7 рассказов: «Никишка Болтушок», «Гришка Хват», «Игнат с балалайкой», «Прохор семнадцатый, король жестянщиков», «Прицепщик Терентий Петрович», «Тугодум» и «Один день». Впоследствии все эти рассказы («Записки агронома») были изданы отдельной книгой, озаглавленной уже «Прохор семнадцатый и другие» (1954).

В середине 1950-х Троепольским на основе «Записок агронома» был создан киносценарий «Земля и люди» (фильм был снят режиссером С.И. Ростоцким на киностудии им. М. Горького в 1955).

В 1954 Троепольский переселился в Воронеж, где и жил до конца своих дней. К 50-летнему прозаику, автору всего лишь нескольких некрупных произведений, пришла всесоюзная известность. Последовавшие за циклом «Из записок агронома» близкие по материалу и проблематике рассказы «Агрономы», «Соседи», «У Крутого яра» (все – 1954) и «Митрич» (1955) раскрыли новые грани незаурядного таланта Троепольского и свидетельствовали о росте художественного мастерства писателя.

На 66-м году жизни Троепольский опубликовал произведение, принесшее ему мировую славу – повесть «Белый Бим Черное ухо» (1971), которую посвятил А.Т.Твардовскому. История одной собаки проникнута верой в победу добра и правды над злом и ложью.

В 1975 создатель «Белого Бима...» стал лауреатом Государственной премии СССР. По повести «Белый Бим...» в 1977 был снят фильм (режиссер Станислав Ростоцкий). Особое признание повесть получила и в Италии: в 1981 Троепольскому были присуждены две премии (Премия Монца за одну из пяти лучших книг для слепых детей и Премия Банка-ремино за лучшую книгу года для детей) и вручена золотая медаль «Фонда Леонардо да Винчи» (Флоренция). Повесть «Белый Бим...» переведена на десятки языков и издана во многих странах мира и по сей день она является самым известным и читаемым произведением Троепольского. Воронежские скульпторы Иван Дикунов и Эльза Пак создали памятник, посвященный главному герою повести «Белый Бим Черное ухо».

После «Белого Бима...», безоговорочно причисленного к отечественной литературной классике, писатель не опубликовал ни одного художественного произведения. Невероятный успех «Белого Бима...» сделал его автора еще более самокритичным и заставил его «замолчать» на долгие годы. Автору хотелось во что бы то ни стало удержаться на уровне своей самой знаменитой книги: «Для многих идеи этой книги стали жизненным посохом. Но и для самого Троепольского повесть была тоже мерилом художественной правды, критерием мастерства. Может быть, поэтому он так и не решился опубликовать свой новый роман, боясь, наверное, заглушить мощное эхо, вызванное «Белым Бимом...» (Топорков Вл.).

В 1995 году 30 июня Гавриила Николаевича не стало. Его могила находится на Коминтерновском кладбище в Воронеже.
 

ССЫЛКИ

 Троепольский Гавриил Николаевич на Википедии

 LiveLib. Гавриил Троепольский

 О жизн и творчестве писателя Г. Н.Троепольского

 «Белый Бим, Чёрное ухо» (книга) на Википедии

 «Белый Бим, Чёрное ухо» (фильм) на Википедии

 Памятник Белому Биму на Википедии

  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
  •  
     
  • pcpi

     
     
  •  
     
  •  
     
  •