Юные герои войны

type your text for first image here

Юные герои войны

В названиях память живет

type your text for second image here

В названиях память живет

Чудесники палитры

type your text for third image here

Чудесники палитры

Сабатини Рафаэль

 

 

Англичанка Анна Траффорд и итальянец Винченцо Сабатини были оперными певцами. Познакомились они на гастролях в Маниле, там же и поженились, а через год в старинном итальянском городке Ези, возле Анконы, что на Адриатическом побережье, у супругов родился мальчик, которого при крещении назвали Рафаэлем, что означало «помощь Божья».

После рождения сына они продолжали выступать и, решив, что гастрольная жизнь не для ребёнка, отправили маленького Рафаэля в Англию, к родителям Анны, которые жили в маленькой деревне у Ливерпуля. Уже тогда он пристрастился к книгам и впоследствии говорил, что по-английски начал писать потому, что лучшие рассказы прочитал именно на английском языке.

Вскоре родители Рафаэля завершили артистическую карьеру и стали преподавать пение, открыв в Порту свою первую певческую школу. Дела у них шли весьма успешно, поэтому Рафаэля привезли из Англии и определили в местный лицей, находившийся в ведении монастыря. К итальянскому и английскому языкам, которыми он владел с раннего детства, добавился португальский. Через несколько лет семья Сабатини вернулась в Италию, обосновавшись в Милане, а Рафаэля отправили учиться в Швейцарию, где он, естественно, добавил к числу известных ему языков французский и немецкий – и первые его пробы пера были именно на французском языке, в швейцарской школе. В возрасте 17 лет Рафаэль Сабатини покинул школу, и его отец, сочтя, что свободное владение пятью языками поможет сыну сделать карьеру коммерсанта, отправил его в Англию. Серьезное знание языков позволило Рафаэлю получить место переводчика в компании, специализировавшейся на импорте бразильского кофе. Работа не требовала особых усилий и давала возможность заниматься литературой. Молодой человек писал рассказы, которые публиковались на страницах газет, и работал над своим первым романом «Любовники Ивонны». А после выхода в свет второй книги – «Рыцарь таверны» – Сабатини навсегда оставил кофейный бизнес и сделал сочинительство своей профессией. В том же году (1905) он женился на дочери преуспевающего ливерпульского коммерсанта и переехал в Лондон.

Признание пришло к молодому писателю не сразу. Его книги печатали мало и неохотно. Даже роман «Скарамуш», принесший Сабатини всемирную известность, долго и безнадежно странствовал по столам многочисленных издателей. Случилось это отчасти потому, что Рафаэль, по свидетельству одного из современников, совершенно не умел «проталкивать» свои произведения.

В годы Первой мировой войны Сабатини стал английским подданным и работал на британскую разведку в качестве переводчика. К 1921 году литературный стаж Рафаэля Сабатини насчитывал уже четверть века, но именно тогда к писателю пришёл успех – с выходом в Англии, а позже в США, романа «Скарамуш», повествующем о времени Великой Французской революции. Книга стала международным бестселлером. Ещё больший успех сопутствовал его роману «Одиссея капитана Блада». А в 1935 году «Одиссея капитана Блада» была перенесена на экран выдающимся американским режиссёром Майклом Кертицем. Когда после выхода в свет «Одиссеи капитана Блада», на Сабатини обрушилась слава, он даже испугался. Может ли, спрашивал он себя, человек быть настолько удачлив? И как долго будет длиться это абсолютное счастье? Ведь у Сабатини к тому времени было все: милая жена, маленький сын, уютный дом на берегу реки и возможность заниматься любимыми делами – кататься на горных лыжах, удить рыбу и, главное, сочинять исторические романы. Писателю показалось, что вся эта идиллия случайна и Фортуна скоро отберет незаслуженно полученный подарок.

Дурные предчувствия Сабатини оправдались. В автокатастрофе погиб его единственный сын Рафаэль-Анджело, а налоговая служба, решив, что писателем были скрыты какие-то доходы, потребовала уплаты громадного штрафа: несколько десятков тысяч фунтов стерлингов. Сабатини впал в депрессию, а ещё через несколько лет они с женой развелись. Однако постепенно жизнь выправилась, писатель купил в тихом местечке на границе Англии и Уэльса дом с прудом, чтобы заниматься любимой рыбалкой, где он и намеревался прожить остаток жизни. Но в 1935 году Сабатини вновь женился. Вместе с женой он каждый январь, за исключением военных лет, отправлялся кататься на лыжах в Швейцарию, в Адельбоден.

Однако все это почти не повлияло на творчество писателя. Он по-прежнему сочинял примерно по одному роману в год, так же скрупулезно изучал эпоху, в которой предстояло сражаться с судьбой его благородным и непобедимым героям. Недаром критики замечали, что даже обычный женский портрет становился у Сабатини «историческим документом, представляющим немалую художественную ценность».

Сам Сабатини делил исторические романы на три основных типа. К первому он относил те, в которых говорится о реальных личностях и событиях. Ко второму причислял сочинения, где герои выдуманные соседствуют с существовавшими в действительности. К третьему же – те, в которых есть и персонажи, и события, рожденные исключительно авторским воображением. Отстаивая свое право на вымысел, Сабатини утверждал, что историки, сами того не подозревая, часто опираются в своих заключениях на легенды или на весьма сомнительные свидетельства современников.

Книги Сабатини «Морской ястреб», «Скарамуш», романы о капитане Бладе и особенно бестселлер «Пасынок Фортуны» – издавались неслыханными тиражами. Поклонники называли писателя новым Дюма, недруги жонглером и трюкачом. Литературоведы обвиняли его в вычурности языка и требовали реализма, а историки жаждали «больше сносок». В результате имя писателя не попало ни в знаменитую Британскую энциклопедию, ни в двадцатичетырехтомный «Лессико универсале итальяно», в котором, к слову сказать, удостоились чести быть упомя­нутыми шесть других никому не ведомых Сабатини.

В годы Второй мировой войны у Сабатини начались проблемы со здоровьем, писать он стал меньше; его последний роман «Игрок» увидел свет в 1949 году. А последняя книга писателя, сборник рассказов «Turbulent Tales», вышла в 1950 году. Зимой 1950 года Сабатини, хотя и тяжело больной, отправился, как всегда, в Швейцарию. Но почти все время он проводил в постели, едва в силах держать перо. И 13 февраля 1950 года прекрасного романиста, написавшего около пятидесяти книг и множество рассказов, не стало.

Похоронен Рафаэль Сабатини в так полюбившемся ему Адельбодене.

 

ССЫЛКИ

 Рафаэль Сабатини на Википедии

 Рафаэль Сабатини. Произведения автора

 Фильмы по произведениям  Рафаэля Сабатини

 Лучшие книги Рафаэля Сабатини

 ЛитМир – Электронная библиотека

 Слушать аудиокниги онлайн

 Рафаэль Сабатини