Юные герои войны

type your text for first image here

Юные герои войны

В названиях память живет

type your text for second image here

В названиях память живет

Чудесники палитры

type your text for third image here

Чудесники палитры

Есенин Сергей Александрович

 

 

 

Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Кузьминской волости Рязанской губернии. Этот день был отмечен историческим для России событием. 20–21 сентября 1895 года Рязань праздновала свое 800-летие. Во всех уголках Рязанщины звонили колокола и шумели народные гулянья. Древняя русская земля как будто приветствовала рождение своего гения. Есенин был крещен в Константиновской церкви иконы Казанской Божией Матери и наречен Сергеем в честь Сергия Радонежского.

Отец Есенина – Александр Никитич Есенин, с детства был известен по всей округе своим прекрасным голосом. Он слыл немного чудаковатым, потому что не пил и любил читать книги. Когда пришло время жениться, его выбор пал на первую красавицу и лучшую в селе песенницу Татьяну Федоровну Титову. Сыграв свадьбу, Александр Никитич вернулся в Москву, где он работал мясником, а мать осталась жить в доме свекрови, Аграфены Панкратьевны, которая была полной хозяйкой в семье. Основной доход Аграфена Панкратьевна получала от жильцов: художников, работавших в церкви, и монахов, ходивших по деревням с чудотворными иконами. Для постояльцев нужно было готовить, стирать, носить воду и убирать, поэтому молодой жене Александра Никитича приходилось много помогать свекрови.

Когда Сергею пошел четвертый год, он с матерью много времени проводил в доме ее родителей – Натальи Евтихиевны и Федора Андреевича Титовых. В зрелые годы, оглядываясь на свой путь, Есенин признал, что никто не имел для него такого значения, как его дед, Федор Андреевич: «...Это был удивительный человек. Яркая личность, широкая натура». «Дедушка наш, – вспоминала А. А. Есенина, – был человеком с большим размахом, любил повеселиться и погулять… Совершенно иной жизнью в своей семье жила бабушка Наталья в девичестве Кверденева. Она была человеком тихим, кротким, добрым и ласковым». Она была очень набожна и водила внука по церквам и монастырям. «Я рос, – вспоминал позже Есенин, – дыша атмосферой народной поэзии. Бабка, которая меня очень баловала, была очень набожна, собирала нищих и калек, которые распевали духовные стихи. <...> Еще больше значения имел дед, который сам знал множество духовных стихов наизусть и хорошо разбирался в них».

Читать поэт научился в 5 лет под руководством дяди (одного из братьев матери). С тех пор чтение стало одним из самых любимых занятий. По собственным словам, стихи начал складывать рано, лет восьми-девяти. Друзья детства позже вспоминали, что это были строки о природе.

В сентябре 1904 года Есенин поступил в Константиновское земское училище. Обучение в училище было рассчитано на четыре года. Кроме чтения, письма, арифметики, русской истории и географии изучали религиозные предметы – священную историю, Евангелие и молитвенник. Училище было небольшое, всего четыре класса. Оно помещалось почти напротив дома Есениных.

«Есенин, – как вспоминал один из его товарищей по училищу, – уже тогда выделялся среди нас. И учителя и мы, ученики, любили его за прямоту и веселый нрав. Был он первый заводила, бедовый и драчливый, как петух. <...> Одарен он был ясным умом. Отвечал на уроках бойко. Особенно когда читал стихи Некрасова, Кольцова и других поэтов».

Учителями Есенина были Иван Матвеевич и Лидия Ивановна Власовы, которые любили его, хотя частенько наказывали и ставили в угол. Учился Есенин отлично, но за баловство был оставлен на второй год в третьем классе. Весной и летом Сергей целые дни проводил в лугах на сенокосе с пастухами, пас в ночном лошадей. Любил купаться на Оке, ловить рыбу, раков или утят в луговых озерах. Поймает, а потом отпустит обратно в воду. Любил народные песни и праздники, участвовал в праздновании масленицы, а под Новый год исполнял обрядовые песни и ходил ряженым.

Когда Сергею исполнилось 10 лет, родилась его сестра Екатерина. Бабушка распорядилась, что крестить и помогать ее растить будет Сергей. Свою ответственность за воспитание сестры брат ощущал постоянно и в будущем во многом заменил ей и младшей сестре Шуре (род. в 1911 г.) мать и отца. Есенин всегда был очень привязан к своей семье, постоянно помогал родным материально.

Большое влияние на духовное становление будущего поэта оказал сельский священник отец Иоанн (в миру – Иван Яковлевич Смирнов). Он служил в Константиновской церкви и преподавал в школе уроки закона Божьего, был добр и жил открыто. Часто помогал калекам и нищим. Сергей нередко бывал в доме священника и запечатлел его в своих стихах:


Низкий дом с голубыми ставнями,
Не забыть мне тебя никогда, –
Слишком были такими недавними
Отзвучавшие в сумрак года.

 

Отец Иван много читал, из года в год выписывал «Ниву» с литературными приложениями и газету «Русское слово». В семье священника была хорошая библиотека, которой мог пользоваться будущий поэт. По словам школьных товарищей, к последнему классу школы он прочитал массу книг. Мать поэта, женщина неграмотная, но мудрая, вспоминала о сыне: «Читал он очень много всего. И жалко мне было его, что он много читал, утомлялся. Я подойду погасить его огонь, чтобы он лег, уснул. Но он на это не обращал внимания. Он опять зажигал и читал...» (цитата по фонограмме рассказа Т.Ф. Есениной).

В мае 1909 года Есенин с похвальным листом закончил Константиновское земское училище. Особенно гордился этой наградой отец Сергея, потому что похвальный лист редко кто имел в Константинове. По этому случаю он неожиданно приехал из Москвы и повесил похвальный лист своего сына в красивую рамку со стеклом. А.Н. Есенин был единственным в то время в селе отцом, который отправил своего сына после окончания училища не на заработки, а учиться. Родители поэта хотели, чтобы из него вышел сельский учитель. В сентябре 1909 года Сергея Есенина отдали в церковно-учительскую школу (село Спас-Клепики Рязанского уезда). Это было училище широкого профиля: оно готовило мальчиков одновременно к церковной службе и к профессии учителя церковно-приходской школы.

Один из учителей Сергея, старший преподаватель Евгений Михайлович Хитров, который фактически руководил жизнью школы, вспоминал: «Знания его были шире положенной программы. Он много читал». Больше всего поэту нравился Лермонтов и Кольцов, позже он «перешел к Пушкину».
В обычае Е.М. Хитрова было читать целиком в классе большие произведения вроде «Евгения Онегина», «Бориса Годунова» и пр. «Но думаю, – вспоминал он, – не было такого жадного слушателя у меня, как Есенин. Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово. У него первого заблестят глаза и появятся слезы в печальных местах, первый расхохочется при смешном». Обладая замечательной памятью, Есенин знал прочитанные в детстве произведения наизусть.

Обязательными предметами в школе были закон Божий и церковно-славянский язык. Все ученики в субботу и воскресенье ходили в церковь, участвовали в церковных службах и школьном хоре. Есенин учился хорошо, но был очень озорным. Казенный дух Спас-Клепиковской школы угнетал его.

Часто в свободное от уроков время Есенин с товарищами бывал в семье своего школьного товарища Гриши Панфилова. Отец и сын Панфиловы были большими книголюбами и много читали. Особенно любили Горького, Чехова, Никитина, Лермонтова. Почти стихийно в доме Панфиловых сложился кружок молодежи, где увлекались толстовскими идеями, читали и спорили о романе Л.Н. Толстого «Воскресение», о книгах Горького, обсуждали вопросы со-временной общественной жизни. В свободное время весной и осенью гуляли и читали в березовой роще неподалеку от интерната. Зимой Сергей увлекался коньками и лыжами. По праздничным дням любил ходить на большие базары, которые собирались в Спас-Клепиках.

Летом на каникулы Есенин приезжал домой в Константиново. В доме Сардановских молодежь затевала игры, пела и танцевала. Здесь юный поэт часто встречался с сестрой своего друга – Анной Сардановской. Старожилы вспоминали, как «однажды летним вечером Анна и Сергей прибежали в дом священника и попросили бывшую там монашенку разнять их, говоря: «Мы любим друг друга и в будущем даем слово жениться, разними нас. Пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом». Есенин не забыл свою первую любовь. Анне Сардановской посвящено его несохранившееся стихотворение «Зачем зовешь ты меня...» (1911–1912), а также «За горами, за желтыми долами...» (1916). Часто бывал Есенин и в соседнем имении молодой образованной помещицы Л.И. Кашиной, которой также увлекался в юности. Пленительные образы этих женщин спустя много лет нашли отражение в поэме «Анна Снегина».

К периоду учебы в Спас-Клепиковской школе поэт относил начало своего сознательного поэтического творчества. Как вспоминал один из его школьных товарищей, Есенин «увлекался тогда произведениями Пушкина, среди товарищей считался лучшим поэтом, был кудрявым блондином, имел имя Сергей Александрович. Все это вместе взятое твердо закрепило за ним прозвище – Пушкин».

Свои стихи Есенин показывал товарищам и учителю русского языка и литературы Е.М. Хитрову. Первым стихотворением, поразившим учителя, было стихотворение «Звезды» («Звездочки ясные, звезды высокие!..»). Хитров сказал своему ученику, что «Звезды» можно даже напечатать и что у Есенина «ясно выраженный талант». Юный поэт не стал печатать это стихотворение, но поддержка учителя его вдохновила. С тех пор он часто приносил ему свои стихи.

17 ноября 1911 года Спас-Клепиковскую школу посетил с обычной ревизией епархиальный наблюдатель И. Д. Рудинский, которому Хитров показал восхитившее его стихотворение. Рудинский в классе при всех расхвалил юного поэта и в этот же день Есенин адресовал ему стихотворение «И. Д. Рудинскому».

Однажды учитель попросил Есенина написать ему сборничек своих стихов. В ответ на эту просьбу Есенин написал Хитрову две тетради по пять стихотворений. В первую тетрадь он поместил «Звезды», «Воспоминание» («За окном у ворот...»), «Моя жизнь», «Что прошло – не вернуть», «И.Д. Рудинскому». На обложке рукой поэта начертано: «Сергей Есенин». Во второй тетради – «Ночь» («Тихо дремлет река...»), «Восход солнца», «К покойнику», «Зима», «Песня старика разбойника». Позже, в начале 1916 года, когда вышла первая книга Есенина «Радуница», автор прислал ее своему первому литературному наставнику с дарственной надписью: «Доброму старому учителю Евгению Михайловичу Хитрову от благодарного ученика, автора этой книги. 1916. 29 янв., Петроград».

В конце мая 1912 года Есенин окончил Спас-Клепиковскую учительскую школу и получил свидетельство о присвоении «звания учителя школы грамоты». По желанию родных будущий поэт должен был поступить в Московский учительский институт. Но Есенин уже ясно осознал свое творческое призвание. В конце июля 1912 года Есенин выехал из Константинова в Москву на постоянное место жительства. Первый московский адрес – Строченовский переулок, дом 24, квартира 11, где жил его отец (в настоящее время здесь находится первый Московский государственный музей С.А. Есенина). Есенин уже приезжал сюда на неделю летом 1911 года, навестил отца и купил книг «штук 25».

В Москве Есенин сначала поступил на работу в контору владельца мясной лавки купца Н.В. Крылова, где приказчиком работал его отец. Вскоре поэт устроился на короткий срок в контору книготоргового товарищества «Культура», а весной 1913 года – в типографию товарищества И.Д. Сытина. Работал в экспедиции, а позже в корректорской. Типография, выпускавшая книги массовым тиражом, для народа, была крупнейшей в России: каждая четвертая книга, выходившая в стране, печаталась здесь.

Это было тревожное для России время. После Ленских событий 1912 года по всей стране развернулось стачечное движение, в котором участвовали и рабочие типографии Сытина. Вместе с ними юный поэт вел агитацию среди рабочих и распространял нелегальную литературу. В типографии Сытина Есенин познакомился и вступил в гражданский брак с Анной Романовной Изрядновой, работавшей корректором. Она стала матерью его первого сына – Юрия (расстрелян в 1938 г.). Семья вскоре распалась, но Изряднова всегда была самым преданным другом. Именно к первой жене пришел поэт незадолго до смерти перед отъездом в Ленинград и сжег многие свои рукописи.

Одновременно с работой в типографии Сытина поэт начат заниматься в Московском городском народном университете им. А. Л. Шанявского. Университет был в то время едва ли не самым передовым учебным заведением страны. Свободный доступ к богатой научной библиотеке, лучшие профессора, широкая программа преподавания привлекали жаждущих знаний со всех уголков России.

С сентября 1913 по март 1915 года Есенин слушал лекции историко-философского цикла академического отделения, где видные профессора того времени читали курсы по истории древней и новейшем философии, истории Средних веков, отдельные курсы истории Франции, Германии и Англии, курсы русской истории XVIII и XIX веков, а также истории западной и русской литературы. Кроме того, слушатели посещали лекции по логике, психологии, теории права, политэкономии, этике и практические занятия по новой русской литературе и русской истории.

В Москве Есенин все больше времени уделяет творчеству. В 1912 году он посылает стихи на конкурс начинающих стихотворцев, объявленный в мае этого года московским «Обществом деятелей периодической печати и литературы». Неизвестно, какие стихи послал Есенин на конкурс, но среди награжденных его не оказалось. Осенью 1913 года Есенин впервые читал свои стихи профессиональному литератору, поэту и переводчику И. А. Белоусову, который нашел у него «талант, и талант истинный».

Желание опубликовать свои стихи у Сергея Александровича было огромным. И Есенин обращается к редактору печатающихся у Сытина журналов «Вокруг света» и «Мирок» В. А. Попову. В январе 1914 года в первом номере детского журнала «Мирок» было опубликовано есенинское стихотворение «Береза».


Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой…

 

«Береза» – первое из известных печатных выступлений поэта. Оно было подписано псевдонимом «Аристон». Интересно, что в переводе с греческого «Аристон» означает «самый лучший». Так юный поэт даже своим псевдонимом сумел указать на то, что в литературу пришел народный песенный поэт, который осознает свое великое будущее. Гонорар за эту публикацию поэт отдал отцу, чтобы расположить его к своим литературным занятиям.

В сентябре 1914 года поэт поступает корректором в типографию торгового дома «Д. Чернышев и Н. Кобельков», но вскоре бросает работу и весь отдается творчеству. В этот период поэт участвует в собраниях Суриковского литературно-музыкального кружка и становится одним из организаторов журнала суриковцев «Друг народа». Но уже в начале февраля 1915 года между Есениным и руководством кружка возникает конфликт и поэт заявляет о своем выходе из него.

9 марта 1915 года произошло событие, во многом определившее творческую судьбу Есенина: неизвестный молодой поэт приехал в Петроград и встретился с Блоком. Блок сразу отобрал для печати шесть стихотворений и написал рекомендательные письма к издательскому работнику, крестьянскому писателю М. П. Мурашеву («Направляю к вам талантливого крестьянского поэта-самородка»), В тот же день Блок сделал запись в дневнике: «Стихи свежие, чистые, голосистые, многословные». Таких стихов, привезенных в Петроград завязанными в деревенский платок, было шестьдесят.

В Петрограде Есенин познакомился с М. Горьким, В. В. Маяковским, О. Э. Мандельштамом, А. Н. Толстым и другими писателями. Посещал вечера поэзии, был принят в аристократических салонах. 15 марта читал стихи и пел частушки на воскресном приеме у Зинаиды Гиппиус и Дмитрия Мережковского.

Пение частушек, стихи, завязанные в деревенский платок, и крестьянский костюм (сапоги и поддевка), в котором Есенин пришел к Блоку, а затем в салон Гиппиус, были своеобразным средством завоевания северной столицы. Позже, выступая с Клюевым, поэт оденется в костюм пастушка Леля – шелковая синяя рубаха, бархатные шаровары и сапожки – и подчеркнет тем самым свои крестьянские истоки. В этом проявился уникальный дар поэта, гениального актера и тончайшего психолога, легко входить в роль, подсказанную творчеством. Сменой ролей и масок, очередным ряженьем отмечен каждый период его жизни, построенной по законам народной драмы: через несколько лет поэт оденет цилиндр и лакированные башмаки, а в последние годы жизни – пушкинскую крылатку (расклешенную накидку).

Тогда, весной 1915 года, Есенину удалось завоевать холодный и скептический Петроград (из 60-ти привезенных стихов в редакциях приняли 51). «О Есенине, – как вспоминал один из современников, – в тогдашних литературных салонах говорили как о чуде. И обычно этот рассказ сводился к тому, что нежданно-негаданно, точно в сказке, в Петербурге появился кудрявый деревенский паренек, в нагольном тулупе и дедовских валенках, оказавшийся сверхталантливым поэтом... О Есенине никто не говорил, что он приехал, хотя железные дороги действовали исправно. Есенин пешком пришел из рязанской деревни в Петроград, как ходили в старину на богомолье. Подобная версия казалась интереснее, а главное, больше устраивала всех».

Весной 1915 года Есенин вошел в литературную группу «Краса», созданную по инициативе С. М. Городецкого и А. М. Ремизова. Стремление участников этой группы к возрождению русской старины, мифологии и быта деревни было близко поэту, но уже осенью группа распалась. В этот период Есенин часто выступает с чтением своих стихов, входит в литературно-художественное общество «Страда», один из вечеров которого 10 декабря 1915 года посвящается творчеству Есенина и Клюева.

В марте 1916 года Есенин был призван на воинскую службу в запасной батальон в Петрограде. С 20 апреля 1916 года до середины марта 1917 поэт служит в Царском Селе в качестве санитара в Царскосельском военно-санитарном поезде № 143 имени императрицы Александры Феодоровны. В апреле-июне поэт дважды выезжал с поездом к линии фронта, в Крым и Киев; был на Юго-Западном фронте. С 16 – 30 июня находился в увольнении, вместе с Н.А. Клюевым побывал на родине в Константинове и написал ряд стихотворений. В одном из них – «Я снова здесь в семье родной...» юноша как будто навсегда прощается с родным краем, со своей юностью и друзьями «игрищ и забав».

Поезд находился в ведении полковника Д. Н. Ломана, под начальством которого служил Есенин. По инициативе Д. Н. Ломана в лазарете для раненых устраивались концерты, на которых выступали известные певцы и актеры. Не раз выступали в Царском Селе поэты Есенин и Клюев. 22 июля 1916 года на концерте для раненых, устроенном в Царскосельском лазарете, Есенин читал приветствие юным царевнам собственного сочинения «В багровом зареве закат кипуч и пенен...» и маленькую поэму «Русь» в присутствии императрицы Александры Феодоровны и великих княжен Марии и Анастасии. Текст приветствия, исполненный акварелью, славянской вязью на листе плотной бумаги и украшенный орнаментом, был преподнесен императрице и ее дочерям. Тогда же поэт подарил Александре Феодоровне особый подарочный экземпляр книги «Радуница».

«По просьбе Ломана,– писал Есенин в автобиографии, – однажды читал стихи императрице. Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивые, но очень грустны. Я ответил ей, что такова вся Россия. Ссылался на бедность, климат и проч.» За чтение стихов и приветствие Есенину были пожалованы золотые часы с изображением государственного герба, которые были получены Д. Н. Ломаном, но по назначению не переданы.

В 1916 году стихи Есенина появляются в крупнейших периодических изданиях: газете «Биржевые ведомости», «Ежемесячном журнале» и др. Во второй половине 1916 года поэт готовит к печати свой второй сборник стихов «Голубень», одновременно работает над пьесой «Крестьянский пир» (рукопись утрачена).

В 1916–1917 годах Есенин сближается с крестьянскими поэтами. Своего рода идеологом крестьянской группы поэтов выступил публицист и критик Иванов-Разумник, с которым Есенин познакомился в Царском Селе и сразу выделил среди знакомых ему литераторов. В феврале 1917 года у Иванова-Разумника Есенин познакомился с Андреем Белым, который оказал на него «громадное личное влияние».

Иванов-Разумник принадлежал к левому крылу партии эсеров. При его непосредственном участии как печатный орган левых эсеров был организован сборник «Скифы». В некоторых левоэсеровских изданиях («Знамя труда», «Дело народа» и др.), а также в сборниках «Скифы» печатались произведения Есенина. Главное, что сближало Есенина со «скифами», это неприятие самодержавия, желание по-своему осмыслить пути России и стремление к ее социальному обновлению. В автобиографии 1923 года поэт напишет: «Работал с эсерами не как партийный, а как поэт».

Весной 1917 года в редакции эсеровской газеты «Дело народа» Есенин познакомился с секретарем-машинисткой Зинаидой Николаевной Райх. Ей было 22 года. Она была жизнерадостна, женственна и красива. Летом во время путешествия к Белому морю Есенин обвенчался с ней в Кирико-Иулиттовской церкви близ Вологды. У Есенина и Райх было двое детей – Татьяна (1918 г. р.) и Константин (1920 г. р.). Но в 1920 году семья распалась. Поэт всегда мечтал о домашнем очаге и тяжело переживал этот разлад. Вскоре Райх стала известной актрисой и женой режиссера В. Э. Мейерхольда.

В 1919 году наступает резкий перелом в настроениях Есенина. Он видит реальную опасность разрушения родного мира природы и чувствует свое бессилие перед грубой механической силой. В стихи двадцатипятилетнего поэта, теряющего свою любимую «голубую Русь», входят мотивы преждевременного заката жизни:


Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым...

 

В эту эпоху Есенин взывал к человеческой нежности и милосердию. Какой-то особенной грустью отмечены элегии поэта, покидающего родные поля: «Душа грустит о небесах...» и написанная во время поездки в Константиново в мае 1920 года – «Я последний поэт деревни...». Это стихотворение сразу было воспринято современниками как важнейшая автохарактеристика поэта и цитировалась и упоминалась почти в каждой статье о Есенине.

Есенин создает обобщенный образ деревни и справляет «панихиду» по дорогому деревенскому миру, без которого не мыслит жизни. Он выражает не только свою боль, но и боль многих-многих жителей России, страны по преимуществу аграрной:

 

Я последний поэт деревни,
Скромен в песнях дощатый мост.
За прощальной стою обедней
Кадящих листвой берез.
 

Прощание с деревней не сводится к противостоянию деревни и города или протесту против наступления новой технической эры паровозов и тракторов. В каждой строчке выражена пронзительная боль от гибели традиционного уклада русской жизни, целого мира русской духовности, когда высшей ценностью являлось все живое – «милое, родное, звериное».

В августе 1920 года поэт пишет стихи о гибели родного деревенского мира «Сорокоуст», которую Валерий Брюсов считал «лучшими из всех, что были написаны за последнее время». Название означает церковную службу по умершему, которая совершается в течение сорока дней со дня кончины.

Главным достижением этого периода является создание большого эпоса. Поэма «Пугачев», которую Есенин написал в 1921 году, в расцвете своего самобытного таланта, открыла новую полосу не только в есенинском творчестве, но и в русской литературе 20-х годов. Она произвела ошеломляющий эффект на рядовых читателей и критиков сво¬й потенциальной многозначностью, необычностью жанра, стихийностью чувств, мощью трагического сюжета не то исторического, не то современного, и принесла своему автору европейскую известность. Поэма посвящена Крестьянской войне 1773–1775 годов под предводительством Емельяна Пугачева.

Ощущение трагедии, которая происходит с Россией, мука собственного бессилия перед «роком событий», личные неурядицы выплескивались в стихи, составившие цикл «Москва кабацкая», и поэмы «Страна Негодяев» и «Черный человек». Все эти произведения Есенин создал во время зарубежной поездки со своей женой Айседорой Дункан. 3 октября 1921 года они познакомились, а 10 мая 1922 года вылетели на самолете до Кенигсберга и 11 мая вечерним поездом прибыли в Берлин.

Есенину было 26 лет, а Дункан 45. Всемирно известная танцовщица, пережившая страшную утрату (двое ее маленьких детей погибли в Париже в автомобильной катастрофе), и великий русский поэт, несущий свою невидимую миру боль, встретились в грозовые годы жизни в России. Они многое дали друг другу, хотя немало друг друга и мучили. «За все, за все, за все тебя благодарю я...» – написал Есенин на книге «Пугачев», подаренной Дункан.

Зарубежная поездка была довольно продолжительной – с 11 мая 1922 до 3 августа 1923. Кроме Германии летом 1922 года Есенин побывал в Бельгии, Франции, Италии. С 1 октября 1922 до начала февраля 1924 поэт находился в США.

За рубежом Есенин пишет стихи: «Да! Теперь решено. Без возврата...», «Снова пьют здесь, дерутся и плачут...», «Сыпь, гармоника, скука, скука...», «Пой же, пой. На проклятой гитаре...», которые вошли в сборник «Стихи скандалиста» под общим названием «Москва кабацкая», В них отразилась не только московская кабацкая Русь, но и жизнь русских эмигрантов. Поэт писал друзьям: «Здесь такая тоска, такая бездарнейшая «северянинщина» жизни», «все они здесь прогнили за 5 лет эмиграции. Живущий в склепе всегда пахнет мертвечиной».

В апреле-июне 1923 года, в период пребывания во Франции, Есенин задумал издание цикла отдельной книгой в Париже. Но книга вышла только в июле 1924 года в Ленинграде.

После возвращения из зарубежной поездки наступило самое трудное для Есенина время. Одним из самых унизительных событий было сфабрикованное против него обвинение в антисемитизме. 20–21 ноября 1923 года после инцидента в пивной Есенина и ещё троих поэтов задержали органы милиции и ОГПУ (органы госбезопасности). На другой же день в «Рабочей газете» была опубликована статья «Испорченный праздник» с обвинением четырех поэтов в антисемитизме и требованием привлечь их к ответственности и прекратить печатать их произведения в советской печати. В ответ на эту статью 30 ноября «Правда» опубликовала письмо четырех поэтов, в котором они пытались объяснить происходящее как недоразумение. Однако 10–11 декабря в Доме печати состоялся товарищеский суд по «делу четырех поэтов». Статью Сосновского осудили, но поэтам объявили общественное порицание.

Организованная травля Есенина (всего в период с 1920 по 1925 годы на поэта было заведено 13 уголовных дел) подорвала его здоровье. В декабре 1923 поэт оказался в профилактории для нервнобольных. В феврале и марте продолжил лечение в Шереметьевской (ныне институт им. Склифосовского) и Кремлевской больницах.

С 3 сентября 1924 до 3 сентября 1925 Есенин живет в Тифлисе, Баку, Батуме, приезжая на короткое время в Москву, Ленинград и Константиново. На Кавказе написаны и опубликованы многие стихи и поэмы тех лет: «Русь бесприютная», «Письмо к женщине», «Поэтам Грузии», «Письмо от матери», поэма «Анна Снегина», «Капитан Земли» и др. «Работается и пишется мне дьявольски хорошо», — писал в одном из писем в конце 1924 года поэт. Позже этот период жизни и творчества Есенина исследователи назовут по-пушкински – «болдинской осенью».
Одно из лучших стихотворений этого периода – «Письмо к женщине», написанное в конце 1924 года. Это страстная исповедь поэта, который сначала упрекает свою любимую в непонимании, а затем объясняет мучения своей жизни, просит прощения и желает ей жить так, «как вас ведет звезда».

На Кавказе Есенин задумал большой цикл стихов «Персидские мотивы», который должен был составить целую книгу из 20 стихотворений. В связи с работой над циклом им овладело настойчивое желание съездить в Персию (Иран) или Турцию. Это желание так и не осуществилось. Цикл «Персидские мотивы» был создан поэтом под впечатлением поездок по Грузии и Азербайджану с сентября 1924 по август 1925 года. Всего к осени 1925 года Есениным было написано 15 стихотворений, одно («Море голосов воробьиных...») осталось в черновике.

В «Персидских мотивах» отразились живые впечатления от встреч с жителями Баку, Тифлиса, Батуми, уличными музыкантами, от многолюдных базаров, погребков, духанов, чайханы и своеобразной восточной природы. Свою роль сыграло и увлечение Есенина восточными классиками: Саади, Хайямом и др.
В конце 1924 – начале 1925 года на Кавказе Есенин начал работать над поэмой «Анна Снегина». Одна из крупнейших поэм Есенина была написана за очень короткий срок, чуть больше месяца, и датирована автором январем 1925 года. В марте, уже вернувшись с Кавказа в Москву, Есенин своим литературным друзьям охотнее всего читал эту поэму. Современники вспоминали, что она нравилась автору больше, чем другие стихи. В основе сюжета лежат реальные события: три приезда Есенина на родину в 1917, 1918 и 1924 годах.

1 марта Есенин возвращается в Москву и занимается окончательной обработкой «Анны Онегиной». В Москве Есенин находился меньше месяца с короткой поездкой в родное Константиново и уже 27 марта едет в Баку. С 30 марта Есенин живет в Баку и пишет стихи «Голубая да веселая страна...», «Воздух прозрачный и синий», «Заря окликает другую...», «Синий май, заревая теплынь...», «Прощай Баку! Тебя я не унижу...», «Неуютная жидкая лунность» и др. П. И. Чагин систематически публикует новые произведения поэта ни страницах газеты «Бакинский рабочий». Сильное простудное заболевание задерживает Есенина в Баку. Во время лечения в Бакинской больнице поэт пишет «Есть одна хорошая песня у соловушки...» и «Не вернусь я в отчий дом...».

18 сентября 1925 года Есенин женился в третий (и последний) раз – на Софье Андреевне Толстой – внучке Л. Н. Толстого, в ту пору заведующей библиотекой Союза писателей. Этот брак также не принёс поэту счастья и вскоре распался. Неприкаянное одиночество стало одной из главных причин трагического конца Есенина. После смерти поэта Толстая посвятила свою жизнь сбору, сохранению, описанию и подготовке в печать произведений Есенина, оставила мемуары о нём.

Но это потом, а пока отпраздновав свадьбу с С. А. Толстой, поэт 25 июля уезжает с ней в Баку. Но уже 6 сентября Есенин с Толстой-Есениной возвращается в Москву. Здесь в течение двух месяцев поэт с помощью жены готовит наборный экземпляр рукописи Собрания стихотворений для Госиздата. Договор на издание этого собрания в трех томах был подписан еще 30 июня 1925 года.

Самым значительным произведением, которое Есенин завершает в конце своей жизни, является поэма «Черный человек». Эта последняя, самая маленькая и самая емкая из больших поэм Есенина относится к самым загадочным произведениям мировой поэзии. В отличие от «Анны Снегиной», которую Есенин написал всего за один месяц, «Черный человек» создавался в течение нескольких лет. Поэма была задумана в 1921–1922 годах и написана в 1923. Не один раз за эти годы Есенин одевал цилиндр, помахивал тросточкой и проигрывал перед зеркалом одну из самых страшных сцен своей поэмы, когда герой стоит перед зеркалом. Поэт несколько раз возвращался к «Черному человеку», но все попытки опубликовать эту вещь заканчивались неудачей. Публикация «Черного человека» состоялась только после смерти Есенина, и поэма была прочитана как вещь предсмертная и автобиографическая. Тем более что ее содержание и герой – «мальчик из простой крестьянской семьи», которого автор награждает собственным портретным сходством, дают на это внешние основания.

26 ноября поэт лег в клинику 1-го Московского государственного университета. Там были написаны стихотворения «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...», «Какая ночь! Я не могу...», «Не гляди на меня с упреком...» и др. 21 декабря Есенин ушел из клиники. В Госиздате написал заявление с просьбой аннулировать все доверенности, гонорар выдавать только ему и снял со сберкнижки почти все имеющиеся деньги, необходимые для поездки в Ленинград. 23 декабря посетил Госиздат, просил выслать гранки его Собрания в Ленинград и выехал из Москвы вечерним поездом. Здесь, в городе, где к поэту пришла известность и слава, он собирался начать новую жизнь.

В Ленинграде Есенин остановился в гостинице «Англетер».

27 декабря поэт написал собственной кровью стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья...». Необычное обстоятельство написания стихов он в тот же день объяснил тем, что в гостинице нет чернил.

Утром 28 декабря Есенин был найден повешенным в своем номере гостиницы «Англетер».

29 декабря в помещении Ленинградского отдела Союза писателей состоялась гражданская панихида. Затем гроб с телом поэта перевезли на поезде в Москву, где 30 декабря в Доме печати вся Москва прощалась с «московским озорным гулякой». Вспоминает один из современников поэта: «…По фасаду Дома печати протянулась широкая красная лента с надписью «Здесь находится тело великого национального поэта Сергея Есенина». Большая, почему-то скудно освещенная комната, где стоял гроб, была полна народу... В глубине комнаты сбились в траурную группу близкие Есенина. Понуро сидела на диване, уронив на опущенное лицо прядь коротких волос, бывшая жена поэта Райх. Кто-то утешал С. А. Толстую. Немного поодаль выделялась среди других своим крестьянским обличием не спускавшая глаз с гроба пожилая женщина – мать Есенина, Татьяна Федоровна».

Перед тем, как отнести Есенина на Ваганьковское кладбище, гроб с его телом обнесли вокруг памятника Пушкину. Большинство современников не сомневалось в самоубийстве поэта. Эта версия была подвергнута сомнению уже в наши дни. Выдвигаются гипотезы, что Есенина убили…

 

ССЫЛКИ

 Есенин Сергей Александрович на Википедии

 Всё о С. А. Есенине

 Сергей Есенин. Стихи

  Русская поэзия. Сергей Есенин

  Сергей Александрович Есенин. Официальный сайт

  Литературная энциклопедия. Есенин С. А.

  Государственный музей-заповедник С. А. Есенина. Официальный сайт

  Государственный музей-заповедник С. А. Есенина на сайте Википедии

  Московский государственный музей С. А. Есенина

  Московский государственный музей С. А. Есенина на сайте Википедии

 Дети поэта. Судьбы

 Презентация «Женщины поэта Сергея Есенина»

 Сергей Александрович Есенин

 Сергей Есенин. Статьи о нём