Троепольский Гавриил Николаевич

 

 

Троепольский Гавриил Николаевич (псевдоним Т. Лирваг) родился в селе Новоспасовка Борисоглебского уезда Тамбовской губернии (ныне Воронежской области) в семье православного священника. Детство прошло в деревне, рано познал крестьянский труд.

В 1924 году Троепольский окончил трехклассное сельскохозяйственное училище им. К. А. Тимирязева в селе Алешки Борисоглебского уезда Воронежской губернии и, не устроившись на должность агронома, пошел учительствовать в сельскую школу-четырехлетку, преподавал до 1930. Уже в это время Троепольский начинает вести различные записи: охотничьи заметки-наблюдения, пейзажные зарисовки, картины повседневного крестьянского быта и т. п.

В середине 1920-х своим первым литературным опытам Троепольский не придавал серьезного значения. Веру в писательское призвание несколько укрепило знакомство с прозаиком Н. Н. Никандровым в конце 1920-х в селе Махровка, где Троепольский учительствовал. Никандров посоветовал Гавриилу Николаевичу не бросать писательство, хотя, став младшим научным сотрудником, а потом и заведующим Алешковским опорным пунктом, Троепольский ставит опыты по агротехнике и ведет сортоиспытания.

«Начинающим» писателем Троепольский стал, по сути дела, в возрасте 47 лет, когда в литературу принес свою тему: «...боль за землю, за судьбу ее сеятелей и хранителей, за степной простор и высокое небо...». К началу 1950-х в активе Троепольского была лишь одна литературная публикация: рассказ «Дедушка», который был подписан псевдонимом «Т. Лирваг» (если читать с конца: «Гаврил Т.»). «Чем больше я перечитывал тогда рассказ, – вспоминал впоследствии Г. Н. Троепольский,– тем меньше он мне нравился, и я решил, что писателем быть не смогу». Лишь спустя 15 лет автор не совсем удачного рассказа «Дедушка» изменил свое решение: Троепольский, захваченный на рубеже 1940–50-х сразу несколькими замыслами, развернул работу над циклом рассказов «Из записок агронома». В ноябре 1952 Троепольский послал один из них («Никишка Болтушок») в редакцию журнала «Новый мир». Этот журнал и стал первооткрывателем Троепольского-художника. Едва ли не все произведения Троепольского 1950–60-х (повести, рассказы, очерки, статьи) впервые увидели свет на страницах «Нового мира».

Всю свою жизнь Троепольский был благодарен А. Т. Твардовскому за активное участие в его творческой судьбе. Он часто ездил к Твардовскому в гости, обсуждал с ним свои новые замыслы и получал от него дополнительную творческую энергию. После смерти поэта Троепольский нередко навещал его семью.

Цикл «Из записок агронома» («Записки агронома») состоит из 7 рассказов: «Никишка Болтушок», «Гришка Хват», «Игнат с балалайкой», «Прохор семнадцатый, король жестянщиков», «Прицепщик Терентий Петрович», «Тугодум» и «Один день». Впоследствии все эти рассказы («Записки агронома») были изданы отдельной книгой, озаглавленной уже «Прохор семнадцатый и другие» (1954).

В середине 1950-х Троепольским на основе «Записок агронома» был создан киносценарий «Земля и люди» (фильм был снят режиссером С.И. Ростоцким на киностудии им. М. Горького в 1955).

В 1954 Троепольский переселился в Воронеж, где и жил до конца своих дней. К 50-летнему прозаику, автору всего лишь нескольких некрупных произведений, пришла всесоюзная известность. Последовавшие за циклом «Из записок агронома» близкие по материалу и проблематике рассказы «Агрономы», «Соседи», «У Крутого яра» (все – 1954) и «Митрич» (1955) раскрыли новые грани незаурядного таланта Троепольского и свидетельствовали о росте художественного мастерства писателя.

На 66-м году жизни Троепольский опубликовал произведение, принесшее ему мировую славу – повесть «Белый Бим Черное ухо» (1971), которую посвятил А.Т.Твардовскому. История одной собаки проникнута верой в победу добра и правды над злом и ложью.

В 1975 создатель «Белого Бима...» стал лауреатом Государственной премии СССР. По повести «Белый Бим...» в 1977 был снят фильм (режиссер Станислав Ростоцкий). Особое признание повесть получила и в Италии: в 1981 Троепольскому были присуждены две премии (Премия Монца за одну из пяти лучших книг для слепых детей и Премия Банка-ремино за лучшую книгу года для детей) и вручена золотая медаль «Фонда Леонардо да Винчи» (Флоренция). Повесть «Белый Бим...» переведена на десятки языков и издана во многих странах мира и по сей день она является самым известным и читаемым произведением Троепольского. Воронежские скульпторы Иван Дикунов и Эльза Пак создали памятник, посвященный главному герою повести «Белый Бим Черное ухо».

После «Белого Бима...», безоговорочно причисленного к отечественной литературной классике, писатель не опубликовал ни одного художественного произведения. Невероятный успех «Белого Бима...» сделал его автора еще более самокритичным и заставил его «замолчать» на долгие годы. Автору хотелось во что бы то ни стало удержаться на уровне своей самой знаменитой книги: «Для многих идеи этой книги стали жизненным посохом. Но и для самого Троепольского повесть была тоже мерилом художественной правды, критерием мастерства. Может быть, поэтому он так и не решился опубликовать свой новый роман, боясь, наверное, заглушить мощное эхо, вызванное «Белым Бимом...» (Топорков Вл.).

В 1995 году 30 июня Гавриила Николаевича не стало. Его могила находится на Коминтерновском кладбище в Воронеже.
 

ССЫЛКИ

 Троепольский Гавриил Николаевич на Википедии

 LiveLib. Гавриил Троепольский

 О жизн и творчестве писателя Г. Н.Троепольского

 Рассказы Гавриила Троепольского читаем онлайн

 «Белый Бим, Чёрное ухо» (книга) на Википедии

 «Белый Бим, Чёрное ухо» (фильм) на Википедии

 Памятник Белому Биму на Википедии

 «Белый Бим, Чёрное ухо» смотреть онлайн

 
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •