Юные герои войны

type your text for first image here

Юные герои войны

В названиях память живет

type your text for second image here

В названиях память живет

Чудесники палитры

type your text for third image here

Чудесники палитры

Мольер Жан-Батист

Мольер Жан-Батист

 

(1622–1673)

 

 

defo

Недаром в древности некий мудрец изрек: есть надо для того, чтобы жить, а жить не для того, чтобы есть.
Ж.-Б. Мольер («Скупой»)

 

Жан-Батист Поклен родился 15 января 1622 года в Париже (Франция). Происходил из старинной буржуазной семьи, в течение нескольких веков занимавшейся ремеслом обойщиков-драпировщиков. Отец будущего драматурга Жан Поклен – придворный обойщик и камердинер Людовика XIII – после смерти своей жены Марии Поклен отдал сына в престижную иезуитскую школу – Клермонский коллеж, по окончании которого в 1639 году Жан-Батист выдержал в Орлеане экзамен на звание лиценциата права и был принят в коллегию адвокатов.

Юридическая карьера привлекала молодого человека не больше отцовского ремесла. С юности проникшись страстной любовью к театру, Жан взял несколько уроков сценического мастерства у итальянского мима Фиорилли по прозвищу Скарамуш и избрал профессию актера, взяв театральный псевдоним Мольер. Познакомившись с молодой актрисой Мадлен Бежар, Жан вместе с ней и ее братьями организовал «Блистательный театр». Год спустя труппа распалась, а Мольер за долги дважды побывал в тюрьме. Примкнув к труппе бродячих комедиантов, Жан уехал в провинцию, где двенадцать лет лицедействовал в городах и замках Нормандии, Бретани, Пуату, Гаскони и Лангедока, став признанной главой труппы. Годы странствий сделали его превосходным актером и режиссером, научив успешно вести дела с авторами, коллегами и властями.

Труппа стала самой популярной во французской провинции. Благодаря покровительству герцога Орлеанского, брата короля, ей разрешили выступить перед королевским двором. 24 октября 1658 года артисты разыграли трагедию П. Корнеля «Никомед» и фарс Мольера «Влюбленный доктор». Труппе присвоили звание «Труппы Брата короля» и предоставили сцену театра «Малый Бурбон». Через три года труппа перекочевала в театр «Пале-Рояль», с тех пор называемый Домом Мольера.

С момента водворения Мольера в Париже начинается период его плодотворной драматургической работы, напряженность которой не ослабевала до самой его смерти. За те 15 лет (1658–1673) Мольер создал все свои лучшие пьесы, принятых одними на бис, а другими в штыки.

23 января 1662 года Мольер обвенчался с юной актрисой своей труппы Армандой Бежар. В этом же году драматург занял должность распорядителя королевских празднеств, что помогло ему приобрести еще более выгодное положение в свете. Он был рад этому, хотя и недолюбливал придворных за их лицемерие, коварство и манерность. Но Мольер понимал, что достичь успеха и справиться с конкуренцией в театральном мире можно только с помощью связей в высших кругах. Именно поэтому он особенно гордился покровительством Людовика XIV, в то время как многие именитые особы негодовали по поводу того, что король уделяет так много внимания простолюдину – сыну придворного обойщика.

Репутация Мольера была поставлена под сомнение после скандальной премьеры пьесы «Тартюф, или Лицемер». Объектом сатиры в ней стало ханжество и лицемерие духовенства. Члены религиозной организации «Общество святых даров» потребовали запрета постановки. Для Мольера это стало неожиданностью: автор считал «Тартюфа» несерьезным произведением и даже не мог вообразить, что оно вызовет яростный гнев церковников. Мольер не был бунтарем, он неоднократно посвящал свои пьесы членам королевской семьи. А Людовик XIV, в свою очередь, платил своему верному слуге той же монетой и нередко оказывал ему моральную и материальную поддержку. В случае же с запретом «Тартюфа» король не заступился за придворного драматурга. Чтобы добиться разрешения на спектакль, Мольеру пришлось изменить первоначальный текст и отказаться от религиозной тематики. Лишь спустя пять лет после написания вышла в свет окончательная редакция «Тартюфа».

В конце 1660-х годов он писал и ставил множество заказных пьес, продолжая исполнять в них ключевые роли. Однако из-за семейных неурядиц и постоянной борьбы за королевскую сцену здоровье Мольера ухудшилось, и он все чаще был вынужден делать длительные перерывы в работе.
Зимой 1672–1673 года смертельно больной Мольер (предположительно туберкулезом) написал свою последнюю, самую веселую и жизнерадостную комедию-балет «Мнимый больной» с излюбленной темой врачей-шарлатанов и доверчивых больных. В спектакле он изображал здорового человека, страдающего от боязни умереть. 17 февраля 1673 года на ее четвертом представлении драматург-актер почувствовал себя дурно и не доиграл спектакля. Его принесли домой, послали за врачом и за священником, но те не пришли. Через несколько часов Жан-Батист Мольер скончался. Парижский архиепископ Арле де Шанваллон запретил было хоронить нераскаявшегося грешника (актеры на смертном одре должны были приносить покаяние) и отменил запрет только по указанию короля. Величайшего драматурга Франции похоронили ночью, без обрядов, за оградой кладбища, где хоронили самоубийц.

 

 ВикипедиЯ

 Lib.Ru/Классика: Мольер Жан – Батист: Полное собрание сочинений

 Жан-Батист Мольер

 Экранизации произведений Мольера

 Мольер. Собрание сочинений в 4-х томах (под редакцией А. А. Смирнова и С. С. Мокульского)

 YouTube: Произведения Ж. Мольера на советском телеэкране

 24СМИ

 LiveLib

 Nacion.ru

 Дилетант

 Литература Западной Европы 17 века

 ЛитМир

 Россинская Светлана Владимировна «Persona Nota: Жан – Батист Мольер»

 Личная библиотека В. Высоцкого on-line