vlib.by

2 января – 95 лет со дня рождения американского писателя-фантаста Айзека Азимова

 

Знаете ли вы,сколько книг за свою жизнь написал Айзек Азимов? Почти 500! Возможно ли такое? Оказывается, возможно. «У него четыре электрические машинки, и он может печатать сразу четыре книги двумя руками и ногами», – шутил по этому поводу Артур Кларк.

Невероятно.…Ведь среди книг Азимова, порой озаглавленных просто «Опус 100», «Опус 200» или «Опус 300», отнюдь не только фантастика.…Впрочем, давайте по порядку.

В Америку трёхлетний Исаак (именно так назвали его при рождении) приехал в «багаже родителей» – память будущего писателя не запечатлела сего эпохального события. На новом месте ему пришлось в совершенстве овладеть английским языком и стать завзятым американцем. Краткое описание его блестящей научной карьеры неизменно производит сильное впечатление на простых смертных: в 11 лет юный вундеркинд окончил школу, в 15 – колледж, в 19 – университет, в 21 год получил степень магистра, а в 28 лет – доктора, после чего стал профессором на кафедре биохимии.

Но одной лишь науки Азимову было явно недостаточно. Он открыл в себе незаурядный талант писателя-фантаста, а чуть позже – уникального эрудита, способного доступно и просто рассказать читателям практически обо всём на свете!..

Ему не исполнилось и двадцати, когда он опубликовал свой первый научно-фантастический рассказ «В плену у Весты». Дебют пришелся ко времени – наступал «золотой век» американской фантастики. С тех пор в популярном журнале Джона Кэмпбелла «AstoundingScienceFiction» Айзек Азимов регулярно печатал свои произведения. Среди них рассказ «Приход ночи», признанный «лучшим рассказом всех времён», и грандиозная трилогия «Основание», которую поклонники научной фантастики провозгласили «лучшей серией всех времён».

Почему же все-таки научная фантастика? Сам писатель объяснял свой выбор так: «Научная фантастика свободна от всяческих табу. Поскольку фантастика повествует о будущем, о других мирах, и, быть может, о других системах мышления, в ней вполне возможны такие движения мысли, которые нам, живущим в этом мире и в эту эпоху, чужды (и подчас даже не столько чужды, сколько непривычны). А это значит, что научная фантастика свободнее, чем любая другая область литературы».

В 1940 году рассказом о роботе-няне «Странный друг детства» (более известным как «Робби») Азимов, начал, наверное, самый знаменитый свой цикл – «Я, робот». Создавая его, он не только изобрёл настоящий научный термин – «роботехника», но и сформулировал знаменитые «Три Закона Роботехники»:

«1. Робот не может причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинён вред.

2. Робот должен повиноваться всем приказам, которые отдаёт человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому закону.

3. Робот должен заботиться о своей безопасности в той мере, в какой это не противоречит Первому и Второму законам.

Из «Руководства по роботехнике», 56-е издание, 2058 год».

Законы эти стали чем-то вроде библейских заповедей, сочинённых для роботов, – недаром герои язвительного романа Фрица Лейбера «Серебряные яйцеглавы» величают Азимова не иначе как «Святой Айзек»…

1940-1950-е годы стали особенно плодотворными для замечательного фантаста. В этот период он опубликовал самые знаменитые, можно даже сказать, классические произведения, в числе которых философский роман «Конец Вечности» (1955) – критики в один голос называют его одной из вершин научно-фантастической литературы.

В книгах Азимова немало приключений (писатель всегда заботился о занимательности сюжета, оригинальности фантастических идей) – его герои путешествуют во времени и пространстве, пытаются установить связь с параллельными мирами или предотвратить вселенские катастрофы, становятся свидетелями распада и гибели колоссальных галактических империй…Всё это слагаемые неубывающей популярности фантаста. Но ничуть не меньше в его произведениях увлекают приключения иного рода – «приключения мысли» – не случайно многие романы Азимова, такие как «Стальные пещеры», «Обнажённое солнце», «Космические течения», написаны в форме фантастического детектива.

Было время, когда Азимов предпринимал попытки оставить фантастику и целиком погружался в популяризацию науки. В этой области у него также немало достижений: «Краткая история биологии», «Краткая история химии», «Нейтрино», «Кровь – река жизни», «Сущность числа», «Мир углерода», «Мир азота», «Схлопывающаяся Вселенная», «Царство Солнца», «Человеческое тело: структура и действие»… А ещё – вот уж чего никак нельзя было ожидать от профессора биохимии – двухтомный «Путеводитель по Шекспиру», «Библия для детей», «Сборник шуток, анекдотов и лимериков» и многое другое…

И всё же только фантастика давала ему полную свободу творчества. Расставаясь с ней, он обязательно к ней возвращался. В последние десятилетия своей жизни Азимов опубликовал ряд произведений (романы «Сами боги» – 1972; «Край Основания» – 1982; повесть «Двухсотлетний человек» – 1976), которые принесли ему высшие награды в области научной фантастики – премии «Хьюго» и «Небьюла», а также титул «Гранд-Мастера».

Весной 1992 года, сообщая своим читателям грустное известие о кончине выдающегося американского фантаста, журнал «Фантакрим-MEGA» писал: «… кажется, никому уже не превзойти его рекорд – сотни книг по всем мыслимым областям знания, от квазаров до Библии и «шекспироведения». И пусть кто-нибудь отважится назвать хоть одну из них «халтурой»!  Были книги блестящие, были «так себе», но, раскрывая любую, на которой стоит его фамилия, читатель все эти полвека был уверен: он получит полноценное, познавательное и увлекательное чтение. «Сделано Азимовым» – как знак качества…»

 
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
  •  
     
  • pcpi

     
     
  •  
     
  •  
     
  •