vlib.by

18 января – Крещенский сочельник

 

19 января – Крещение Господне, Святое Богоявление – третий и самый большой праздник рождественско-новогоднего цикла. С 18 на 19 января, в полночь, вода в кранах, колодцах, реках становится святой. Ее можно набирать и она будет стоять годами. Воду, набранную в праздник Крещения, берегут для умывания, очищения и от болезней.

Наши предки язычники боготворили стихии – неведомые силы природы, которые могли принести им или большую пользу, или причинить немалый вред. В числе этих великих сил природы был всесокрушающий и всеочищающий огонь, помогавший людям строить селения  в непроходимых дремучих лесах, и вода – вечная кормилица-мать и благодетельница. Это почитание воды соединилось с памятью крещения Иисуса Христа в палестинской реке Иордан.

Таким образом, к христианскому религиозному событию предки наши приурочили и свои языческие верования, назвав праздник Крещения Господня водокрестием, водокрещами.

В народе до сих пор сохранилось убеждение в том, что в Богоявленскую ночь, перед утренней открывается небо и требует особенного подъёма в молитвенном настроении. Для изгнания порчи, сглаза и всяких других бесовских нахождений, в часы крещенского сочельника, на дверях и окнах хат и надворных строений принято до сих пор ставить кресты мелом.

Несмотря на стоящие в это время лютые крещенские морозы, благочестивые, но грешные и смелые люди, считают своей святой обязанностью окунуться в проруби и смыть с себя грехи.

Мороз принимается некоторыми за немилостивую силу природы, а потому, по суеверным славянским обычаям, его умилостивляют особым жертвоприношением: одну ложку кутьи накануне Крещения бросают за окно и кличут «Мороз» разделить трапезу.

В деревнях под Крещение старушки и девушки собирали снег со стогов. Старушки – для того, чтобы отбеливать холстину, считалось, что только этот снег может сделать ее белоснежной. А девушки – для того, чтобы отбеливать кожу и становиться красивее. Верили, что, умывшись этим снегом, девушка становится очень привлекательной. Кроме того, крещенский снег по поверью мог даже в засушливых колодцах сохранить воду на весь год. Снег, собранный в крещенский вечер, считали целебным, им лечили различные недуги. На стол ставили чашу с водой, чтобы увидеть Крещение Господне. При этом говорили: «ночью вода сама колыхнется», – это и было знаком. Если в полночь вода в чаше действительно колыхнулась, бежали смотреть «разверстые небеса» – о чем открытому небу помолишься, то сбудется.

 
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
  •  
     
  • pcpi

     
     
  •  
     
  •  
     
  •