Юные герои войны

type your text for first image here

Юные герои войны

В названиях память живет

type your text for second image here

В названиях память живет

Чудесники палитры

type your text for third image here

Чудесники палитры

Материалы

Иоганн Кристоф Фридрих фон Шиллер

 

 

Немецкий поэт, драматург, теоретик искусства, историк, военный врач, профессор истории в Йене. Фамилия Шиллер встречается в юго-западной Германии с XVI столетия. Предки Фридриха Шиллера, жившие в течение двух столетий в Вюртембергском герцогстве, были виноделами, крестьянами и ремесленниками.

 Родился Фридрих в местечке Марбах на Неккаре, в семье офицера. Его отец – Иоганн Каспар Шиллер, начал карьеру простым полковым фельдшером, но после бурной походной службы достиг офицерского звания. Он находился на службе вюртембергского герцога в качестве фельдшера. Когда родился его великий сын, Иоганн Шиллер находился в походе уже в чине лейтенанта. Это был энергичный и положительный человек, державший свою семью в повиновении и страхе Божьем. Характерную его особенность составляло влечение к знанию. На склоне лет он составлял руководства по сельскому хозяйству.

Мать – Элизабет Доротея Кодвайс – из семьи провинциального пекаря-трактирщика. От неё маленький Шиллер унаследовал склонность к мечтательности.
 

  

Его детство и молодость были проведены в относительной бедности. В 1764 году отец Шиллера был назначен вербовщиком рекрутов и переселился со своей семьей в местечко Лорх. В Лорхе мальчик получил начальное образование у местного пастора Мозера. Обучение длилось три года и, в основном, включало в себя изучение чтения и письма на родном языке, а также знакомство с латынью.

Когда в 1766 году семья Шиллера вернулась в Людвигсбург, Фридрих был отдан в местную латинскую школу. Учебная программа в школе была нетрудной: пять дней в неделю изучалась латынь, по пятницам – родной язык, по воскресеньям – катехизис. Интерес Шиллера к занятиям возрос в старших классах, где изучались латинские классики – Овидий, Вергилий и Гораций. По окончании латинской школы, сдав все четыре экзамена на отлично. Родители предполагали приготовить его к пасторской деятельности, вполне подходившей к его созерцательному настроению. Судьба сулила, однако, другое.

В 1770 г. семья Шиллера переезжает из Людвигсбурга в замок Солитюд, где герцогом Вюртембергским Карлом-Евгением был учрежден сиротский институт для воспитания солдатских детей. Затем этот институт был реформирован в военную академию. В 1772г., просматривая список выпускников латинской школы, герцог обратил внимание на юного Шиллера. После чего по его приказу 14-летний Фридрих был направлен на обучение в только что созданную герцогом военно-медицинскую академию, а его отец вынужден был дать подписку, что Фридрих «совершенно отдается к услугам герцогского вюртембергского дома и не имеет права выйти из него без получения на то всемилостивейшего разрешения». В академии Шиллер изучал право и медицину, которые не вызывали у него интереса. В 1779г. диссертация Шиллера была отвергнута руководством академии, и он вынужден был остаться на второй год. Из-за неприязненного отношения к юриспруденции будущий писатель оказался по успеваемости самым последним из восемнадцати учеников своего отделения. Наконец, в конце 1780-го Шиллер покинул стены академии и получил место полкового фельдшера в Штутгарте без присвоения ему офицерского звания и без права носить штатское платье – свидетельство герцогского нерасположения.

Еще в академии И. Шиллер увлекся литературой и философией и, несмотря на запреты преподавателей, штудировал И. В. Гете, Жан Жака Руссо.
В 1776–1777гг. годах несколько шиллеровских стихотворений было опубликовано в «Швабском журнале». В этом же журнале Шиллер нашел и материал для своего первого значительного произведения – трагедия «Разбойники» (опубликована в 1781г. анонимно). Карл, главный герой драмы, старший сын графа фон Моора, не может примириться с размеренной городской жизнью и участвует вместе со своими друзьями в проказах, не всегда безобидных. Вскоре, однако, он раскаивается и в письме к отцу обещает исправиться. Письмо перехватывает его младший брат, Франц, который завидует Карлу – любимцу отца. Франц замышляет лишить брата наследства и читает отцу другое, сочиненное им самим, письмо, после чего фон Моор проклинает старшего сына, а Франц пишет ответ брату от имени отца. Карл, потрясенный несправедливостью отца, вместе со своими друзьями уходит разбойничать в Богемские леса, а Франц обманом заточает отца в подземелье, обрекая его на гибель. Карл проникает домой под видом чужеземного графа, узнает о гибели отца и хочет отомстить брату, но тот в страхе перед разбойниками уже покончил с собой.

Ни один штутгартский издатель не хотел печатать это произведение, и Шиллеру пришлось издать драму за свой счет. Книготорговец Шван в Мангейме, которому Шиллер также посылал рукопись, познакомил его с директором Мангеймского театра бароном фон Дальбергом. Тот пришел в восторг от драмы и решил поставить её в своём театре. 13 января эта трагедия с большими корректировками финала поставлена на сцене. Постановка произвела фурор. Автор, которого тут же окрестили «немецким Шекспиром», тайком присутствовал на премьере. В дальнейшем пьеса неоднократно редактировалась, но до конца жизни Шиллера не покидало желание еще раз переработать ее, но уже исходя из самого первого (анонимного) варианта.
За самовольную отлучку из полка на представление пьесы Шиллер был посажен на гауптвахту на 14 дней и подвергся запрету писать что-либо, кроме медицинских сочинений, что вынудило его вместе со своим другом, музыкантом Штрейхером, бежать из владений герцога 22 сентября 1782 года в маркграфство Пфальц.

Переехав границу Вюртемберга, Шиллер направился в Мангеймский театр с подготовленной рукописью своей пьесы «Заговор Фиеско в Генуе», которую он посвятил своему преподавателю философии в Академии Якову Абелю. Руководство театра, опасаясь недовольства вюртембергского герцога, не спешило начинать переговоры о постановке пьесы. Шиллеру посоветовали уехать в ближайшую деревню Оггерсгейм. Там, вместе со своим другом Штрейхером, драматург жил под вымышленным именем Шмидт в деревенском трактире «Охотничий двор». Именно здесь осенью 1782г. года Фридрих Шиллер сделал первый набросок варианта трагедии «Коварство и любовь», которая пока еще называется «Луиза Миллер». В это время Шиллер печатает «Заговор Фиеско в Генуе» за мизерный гонорар, который мгновенно потратил. Находясь в безвыходном положении, драматург написал письмо к своей старой знакомой Генриете фон Вальцоген, которая вскоре предложила писателю свое пустующее поместье в Бауербахе. Именно здесь под фамилией «доктор Риттер» он жил с 8 декабря 1782 года.

Январь следующего года стал значимой датой в частной жизни Фридриха Шиллера. В Бауэрбах, проведать отшельника, приехала хозяйка поместья со своей шестнадцатилетней дочерью Шарлоттой. Фридрих с первого взгляда влюбился в девушку и попросил у ее матери разрешения на брак, но та не дала согласия, так как начинающий писатель не имел ни гроша в кармане.

В это время его друг делал все возможное, чтобы вызвать благосклонность администрации Мангеймского театра в пользу Шиллера. Директор театра барон фон Дальберг, зная, что герцог Карл Евгений уже отказался от поисков своего пропавшего полкового медика, пишет Шиллеру письмо, в котором интересуется литературной деятельностью драматурга. Шиллер ответил довольно холодно и только кратко пересказал содержание драмы «Луиза Миллер». Дальберг ответил согласием на постановку обеих драм – «Заговор Фиеско в Генуе» и «Луиза Миллер», – после чего Фридрих в июле 1783г. вернулся в Мангейм для участия в подготовке пьес к постановке.

Несмотря на отличную игру актеров, «Заговор Фиеско в Генуе» не имел большого успеха. Публика нашла эту пьесу слишком заумной. В апреле 1784 г. состоялась премьера трагедии «Коварство и любовь». В отличие от первых драм здесь центральным персонажем является девушка: Луиза Миллер, дочь бедного музыканта. Она влюблена в Фердинанда, сына аристократа, однако сословные предрассудки не дают им соединиться. Мещанская гордость отца Луизы и карьеристские планы отца Фердинанда приводят к трагической развязке. До Шиллера никто не решался трактовать обычную для сентиментальной литературы того времени тему любви. Потому пьеса имела огромный успех. Она прославила имя автора как первого драматурга Германии.

В феврале 1784 года он вступил в «Курпфальцское Немецкое общество», руководил которым директор мангеймского театра Вольфганг фон Дальберг, что дало ему права пфальцского подданного и легализовало его пребывание в Мангейме.

В Мангейме Фридрих Шиллер познакомился с Шарлоттой фон Кальб, молодой женщиной с выдающимися умственными способностями, восхищение которой принесло писателю много страданий. Она познакомила Шиллера с веймарским герцогом Карлом Августом, когда тот гостил в Дармштадте. Драматург прочитал в избранном кругу, в присутствии герцога, первый акт своей новой драмы «Дон Карлос». Драма оказала большое впечатление на присутствующих. Карл Август даровал автору должность веймарского советника, что, впрочем, не облегчило бедственного состояния, в котором находился Шиллер. Писатель должен был вернуть долг в двести гульденов, которые он одолжил у друга на издание «Разбойников», но денег у него не было. Вдобавок, ухудшились его отношения с директором Мангеймского театра, в результате чего Шиллер разорвал с ним контракт.

В это же время Шиллер увлекся 17-летней дочерью придворного книготорговца Маргаритой Шван, однако молодая кокетка не проявляла однозначной благосклонности к начинающему поэту, а её отец вряд ли желал видеть свою дочь замужем за человеком без денег и влияния в обществе.
Безденежье и неуверенность в своих силах, несмотря на никогда не покидавшее Шиллера самосознание своего дарования, заставляли молодого поэта даже подумывать в то время вновь о медицинской карьере. Шиллер иногда собирался вновь взяться за свое ремесло, выдержать экзамен на звание доктора и хоть таким образом поправить свое невыносимое материальное положение вечно всем близким обязанного и кругом задолжавшего человека. Истинным спасением поэтому было совершенно неожиданно полученное поэтом письмо с севера Германии, где обращались к нему вовсе незнакомые ему люди во главе с Готфридом Кёрнером, как к великому поэту, предлагая и помощь, и дружбу и приглашая его к себе. 22 февраля он отправил им письмо, в котором откровенно описал свое тяжелое положение и попросил принять его в Лейпциге. Уже 30 марта от Кёрнера пришел доброжелательный ответ. Одновременно он прислал поэту вексель на значительную сумму денег, чтобы драматург сумел рассчитаться со своими долгами. Так началась тесная дружба между Готфридом Кёрнером и Фридрихом Шиллером, которая длилась до самой смерти поэта.

С первых дней в Лейпциге Шиллер затосковал по Маргарите Шван, которая осталась в Мангейме. Он снова обратился к ее родителям с письмом, в котором просил руки его дочери. Издатель Шван дал возможность Маргарите самой решить этот вопрос, но та отказала Шиллеру, который тяжело переживал эту новую потерю. В это же время он получил предложение от известного немецкого актера и театрального директора Фридриха Шредера поставить «Дона Карлоса» в Гамбургском национальном театре. Предложение Шредера было довольно хорошо, но Шиллер, помня прошлый неудачный опыт сотрудничества с Мангеймским театром, отказывается от приглашения и едет в Веймар – центр немецкой литературы, куда его усердно приглашает Кристоф Мартин Виланд для сотрудничества в его литературном журнале «Немецкий Меркурий». Виланд высоко ценил талант Шиллера и особенно восхищался его последней драмой «Дон Карлос». Между двумя поэтами с первого знакомства установились тесные дружеские отношения, которые сохранились на долгие годы.

В 1785 г. в виду финансовых затруднений Иоганн Шиллер вынужден был оставить Мангейм. Он переехал в Дрезден, где, не имея постоянного дома, жил у друзей. Несмотря на непростые условия, Шиллер активно работал. Он пробовал себя в прозаических жанрах (новеллы «Преступление из-за потерянной чести»,, «Игра судьбы», фрагмент романа «Духовидец»); завершил «Философские письма»; писал «драматическую поэму» «Дон Карлос, инфант испанский».

В 1787 г. Шиллер переезжает в Веймар, где начинает изучать историю, философию и эстетику. Начинает редактировать серию книг под названием «История замечательных восстаний и заговоров». В том же году знакомится с Иоганном Гёте, при содействии которого в 1789 г. Шиллер занимает должность профессора истории университета в Йене. Здесь он читает курс лекций по истории Тридцатилетней войны (опубликован в 1793). Когда он приступил к чтению лекций, университет насчитывал около 800 студентов. Вступительная лекция под названием «Что такое всемирная история и для какой цели её изучают» прошла с большим успехом. Слушатели Шиллера устроили ему овацию. Несмотря на то, что работа университетского преподавателя не обеспечивала его достаточными материальными средствами, Шиллер решил закончить свою холостую жизнь. Узнав об этом, герцог Карл Август назначил ему в декабре 1789 года скромное жалование в размере двухсот талеров в год, после чего Шиллер сделал официальное предложение Шарлотте фон Ленгефельд, и в феврале 1790 года в деревенской кирхе около Рудольштадта был заключён брак.

В первой половине 1790-х гг. Шиллер не создает больших драматических произведений, зато появляется ряд его философских сочинений: «О трагическом в искусстве», «Письма об эстетическом воспитании человека», «О возвышенном» и так далее.

В начале 1791 года Шиллер заболел туберкулезом легких. Теперь у него лишь изредка наступали промежутки в несколько месяцев или недель, когда поэт был бы способен спокойно работать. Особенно сильными были первые приступы болезни зимой 1792 года, из-за которых он был вынужден приостановить преподавание в университете. Этот вынужденный отдых был использован Шиллером для более глубокого ознакомления с философскими работами Иммануила Канта. Будучи не способным работать, драматург находился в крайне дурном материальном положении – не было денег даже на дешевый обед и нужные лекарства. В этот трудный момент по инициативе датского писателя Йенса Беггесена наследный принц Фридрих Кристиан Шлезвиг-Гольштейнский и граф Эрнст фон Шиммельман назначили Шиллеру ежегодную субсидию в тысячу талеров, чтобы поэт сумел восстановить свое здоровье. Датское субсидирование продолжалось в 1792–94 годы. Затем Шиллера поддержал издатель Иоганн Фридрих Котта, пригласивший его в 1794 году издавать ежемесячный журнал «Оры».

В 1792 г. Конвент присвоил Фридриху Шиллеру звание «Почётного гражданина Французской республики». После свершения Великой французской революции Шиллер выдвигает эстетико-политическую программу, в основе которой лежит принцип эстетического воспитания современного человека, отвергающий насилие.

Летом 1793 года Шиллер получил письмо из родительского дома в Людвигсбурге, в котором сообщалось о болезни его отца. Шиллер решил поехать вместе со своей женой на родину, чтобы повидаться с отцом перед его смертью, посетить мать и трех сестер, с которыми он расстался одиннадцать лет назад. При негласном разрешении вюртембергского герцога Карла Евгения Шиллер приехал в Людвигсбург, где неподалеку от герцогской резиденции жили его родители. Здесь 14 сентября 1793 года родился первый сын поэта. В Людвигсбурге и Штутгарте Шиллер встречался со старыми учителями и прошлыми друзьями по Академии. После смерти герцога Карла Евгения Шиллер посетил военную академию покойного, где был с восторгом встречен молодым поколением студентов.

Во время пребывания на родине в 1793–94 годах Шиллер закончил свое самое значительное философско-эстетическое произведение «Письма об эстетическом воспитании человека».

Вскоре после возвращения в Йену поэт энергично взялся за работу и пригласил всех наиболее выдающихся писателей и мыслителей тогдашней Германии сотрудничать в новом журнале «Оры». Шиллер планировал объединить лучших немецких писателей в литературное общество.

В 1795–1798 гг. Шиллер является редактором журнала «Ди Орен» (Die Horen). В последние месяцы жизни работал над трагедией "Димитрий", посвященной «смутному времени» русской истории, но она осталась незавершенной.

В 1799 г. он вернулся в Веймар, где начал издавать несколько литературных журналов на деньги меценатов. Став близким другом Гёте, Шиллер вместе с ним основал Веймарский театр, ставший ведущим театром Германии. Поэт остался в Веймаре до самой своей смерти.

В 1799–1800 гг. Шиллер пишет пьесу «Мария Стюарт», сюжет которой занимал его почти два десятилетия. Он дал ярчайшую политическую трагедию, запечатлев образ отдалённой эпохи, раздираемой сильнейшими политическими противоречиями. Пьеса имела большой успех у современников. Шиллер закончил её с чувством, что теперь он «овладел ремеслом драматурга».

В 1802 году император Священной римской империи Франц II пожаловал Шиллеру дворянство. Его уже давно расстроенное здоровье не позволило ему, однако, долго пользоваться этим спокойным образом в жизни в кругу близких и симпатичных ему людей. Последние годы жизни Шиллера были омрачены тяжёлыми затяжными болезнями. После сильной простуды обострились все старые недуги. Поэт страдал хроническим воспалением лёгких. Он скончался 9 мая 1805 года в возрасте 45 лет от туберкулёза.

Фридрих Шиллер был похоронен в ночь с 11 на 12 мая 1805 г. на веймарском кладбище Якобсфридхоф в склепе Кассенгевёльбе, специально отведённом для дворян и почитаемых жителей Веймара, не имевших собственных фамильных склепов. В 1826 году останки Шиллера решили перезахоронить, но уже не смогли точно идентифицировать. Выбранные произвольно как наиболее подходящие останки были перевезены в библиотеку герцогини Анны Амалии. Глядя на череп Шиллера, Гёте написал одноимённое стихотворение. 16 декабря 1827 года эти останки были захоронены в княжеской усыпальнице на новом кладбище, где впоследствии рядом со своим другом согласно завещанию был похоронен и сам Гёте.

В 1911г. был обнаружен ещё один череп, который приписали Шиллеру. Долгое время шли споры о том, какой же из них настоящий. В рамках акции «Код Фридриха Шиллера», экспертиза ДНК, проведённая в двух независимых лабораториях весной 2008 г., показала, что ни один из черепов не принадлежал Фридриху Шиллеру. Останки в гробу Шиллера принадлежат как минимум трём разным людям, их ДНК также не совпадает ни с одним из исследовавшихся черепов. Фонд «Веймарский классицизм» принял решение оставить гроб Шиллера пустым.

 

ИЗВЕСТНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Пьесы

 1781 – «Разбойники»

 1783 – «Заговор Фиеско в Генуе»

 1784 – «Коварство и любовь»

 1787 – «Дон Карлос, инфант испанский»

 1799 – драматическая трилогия «Валленштейн»

 1800 – «Мария Стюарт»

 1801 – «Орлеанская дева»

 1803 – «Мессинская невеста»

 1804 – «Вильгельм Телль»

 «Димитрий» (не была окончена из-за смерти драматурга)

 

Проза

 Статья «Преступник из-за потерянной чести» (1786)

 «Духовидец» (неоконченный роман)

 Eine großmütige Handlung

 

Философские работы

 Philosophie der Physiologie (1779)

 О взаимосвязи животной природы человека с его духовной природой / Über den Zusammenhang der tierischen Natur des Menschen mit seiner geistigen (1780)

 Die Schaubühne als eine moralische Anstalt betrachtet (1784)

 Über den Grund des Vergnügens an tragischen Gegenständen (1792)

 Augustenburger Briefe (1793)

 О грации и достоинстве / Über Anmut und Würde (1793)

 Kallias-Briefe (1793)

 Письма об эстетическом воспитании человека / Über die ästhetische Erziehung des Menschen (1795)

 О наивной и сентиментальной поэзии / Über naive und sentimentalische Dichtung (1795)

 О дилетантизме / Über den Dilettantismus (1799; в соавторстве с Гёте)

 О возвышенном / Über das Erhabene (1801)

 

Исторические труды

 История отпадения соединенных Нидерландов от испанского владычества (1788)

 История Тридцатилетней войны (1791)

 

Произведения Шиллера в других видах искусства

 1829 – «Вильгельм Телль» (опера), композитор Дж. Россини

 1834 – «Мария Стюарт» (опера), композитор Г.Доницетти

 1845 – «Жанна д`Арк» (опера), композитор Дж. Верди

 1847 – «Разбойники» (опера), композитор Дж. Верди

 1849 – «Луиза Миллер» (опера), композитор Дж. Верди

 1867 – «Дон Карлос» (опера), композитор Дж. Верди

 1879 – «Орлеанская дева» (опера), композитор П. Чайковский

 1883 – «Мессинская невеста» (опера), композитор З. Фибих

 1957 – «Жанна д`Арк» (балет), композитор Н. И. Пейко

 2001 – «Мария Стюарт» (опера), композитор С.Слонимский

 

ССЫЛКИ