Материалы
Гофман Эрнст Теодор Амадей
- Подробности
- Родительская категория: Писатели
- Создано 04.01.2016 10:42
- Обновлено 22.01.2016 08:25
Гофман Эрнст Теодор Амадей
1776–1822
Эрнст Теодор Амадей Гофман... В этом имени есть что-то магическое. Его всегда произносят полностью, и оно как будто окружено темным гофри-рованным воротником с огненными отблесками. Впрочем, так и должно быть, потому что на самом деле Гофман был волшебник. Да, да – самый настоящий волшебник. Судите сами, ведь только истинный маг может творить чудеса и сказки... из ничего. Из бронзовой дверной ручки с ухмыляющейся рожицей, из щипцов для орехов и хриплого боя старых часов; из шума ветра в листве и ночного пения котов на крыше. Правда, Гофман не носил черной мантии с таинственными знаками, а ходил в поношенном коричневом фраке и вместо волшебной палочки использовал гусиное перо.
Эрнст Теодор Вильгельм (Амадей) Гофман родился 24 января 1776 года в семье прусского королевского адвоката Кристофа Людвига Гофмана, в Кенигсберге (ныне Калининграде). Когда мальчику шел третий год, родители развелись, оставив на всю жизнь в душе будущего писателя незаживающую рану сиротства. Отец исчез навсегда, а мать, Иоганна Якоба Дёрффер, оставила мальчика бабушке, где его воспитанием занялся дядя Отто Вильгельм Дёрффер, «сухарь», в котором удивительным образом сочетались юрист и фантаст, прагматик и мистик. Не без его влияния Гофман, рано выказав замечательные способности к музыке и рисованию, выбрал себе, тем не менее, стезю юриспруденции. Эта расщепленность осталась в нем на всю жизнь: с полей правоведения он то и дело рвался в небеса искусства, взмывал и вновь падал на землю.
После окончания Кёнигсбергского университета Гофман семь лет служил на разных мелких должностях в судах Глогува, Берлина, Познани. Попытки писать музыку он не оставлял никогда, но до поры до времени ничего серьезного не получалось, пока Познань не родила в нем композитора. Комическая опера «Шутка, хитрость и месть» на текст Гёте имела успех, но театр вскоре сгорел вместе с единственным экземпляром партитуры оперы. Гофман впал в депрессию, которую пытался заглушить пьянством. Когда ему начали являться черти, стало ясно, что Гофман хронический алкоголик. Тем не менее, его даже в этом качестве не отвергла дворянка Мария Михалина Рорер-Трциньская, согласившись выйти за него замуж. Да и родителей прельстил возможный карьерный рост жениха.
Однажды на городском карнавале гостям раздали карикатуры на местных прусских аристократов. Автора легко вычислили – им оказался Гофман. На шутника в столицу был послан донос, и вскоре его, повысив чином, сослали в заштатный Плоцк, где он от нечего делать стал писать эссе и музыку. Первой публикацией в берлинской «Независимой газете» стало «Письмо монаха к своему столичному другу».
В 1804 г. Гофман был переведен в Варшаву в качестве государственного советника прусского верховного суда. Там он проявил себя больше по музыкальной части: его комические оперы не сходили со сцены Варшавского театра, где он выступал также и в качестве дирижера. Композитор заменил свое третье имя Вильгельм на имя Амадей – дань Моцарту. А как художник он расписал фресками концертный зал.
В 1806 после Аустерлица в Варшаву вошли победоносные французские войска. Юриста Гофмана (композитор французов не интересовал) обвинили в шпионаже и выкинули из дома вместе с семьей. Жена с маленькой дочкой отправилась к родителям, но по дороге карета опрокинулась, и девочка погибла. У Гофмана после этого стали часто повторяться приступы безумия.
Где-то с полгода Гофман перебивался в Берлине с голода на холод, пока не получил пост театрального капельмейстера в Бамберге. Он съездил в Познань, где буквально вырвал жену из рук ее родителей, разочарованных в зяте. В эти дни писатель создал свою первую новеллу, а также опубликовал несколько статей о музыке.
В 1813 г. Гофман устроился капельмейстером в дрезденскую частную труппу. Постоянно находясь на зыбкой грани трезвости и опьянения, фантазий и реальности, писатель перенес ее и в свои произведения, которые одно за другим стали выходить из-под его пера. И чем больше он погружался в расщелину шизофрении, тем ярче становились его литературные создания. Но однажды, то ли судьба над ним сжалилась, то ли помог святой покровитель Иоанн Златоуст, незадачливый капельмейстер взял перо, обмакнул его в чернильницу и... Тут-то и зазвенели хрустальные колокольчики, зашептались в листве золотисто-зеленые змейки, и была написана сказка «Золотой горшок» (1814). А Гофман наконец-то обрел самого себя и свою волшебную страну. Правда, кое-какие гости из этой страны навещали его и раньше («Кавалер Глюк», первая новелла, 1809). Повесть «Золотой горшок» Гофман создавал под аккомпанемент взрывов пушечных ядер Наполеона и армии союзников.
Как только отгремели пушки, Гофман подготовил свой первый сборник из четырех книг «Фантазии в манере Калло». Книжка имела успех, и автор сразу стал знаменитым. Сказки и новеллы Гофмана могли быть смешными и страшными, светлыми и зловещими, но фантастическое в них возникало неожиданно, из самых обыденных вещей, из самой жизни. В этом и был великий секрет, о котором первым догадался Гофман. Виноторговец Кунц дал денег на первые две книги. Гофман стал популярен, но не настолько, чтобы жить на гонорары. И вновь он окунулся в ненавистные судебные дела и желанное вино (теперь уже в Берлине), приносящее забвение и бессонницу, ставшую у него хронической.
Не спал он – годами. И потратил их не на стоны и проклятия, а на шедевры, которые обогатили мировую литературу больше, чем иная национальная. И хотя ужасы, созданные его воображением, часто приводили в страх его самого, они сегодня только радуют миллионы читателей.
Что еще не менее удивительно: после очередной бессонной ночи Гофман утром являлся на службу и усердно работал, не вызывая у начальства никаких нареканий. Тоска одолевала его в этой «человеческой пустыне», но все же именно здесь были написаны почти все его лучшие книги: «Щелкунчик и мышиный король» (1816), «Ночные рассказы» (очень страшные), «Принцесса Брамбилла» (1820), «Житейские воззрения кота Мурра» и многое другое. Постепенно сложился и круг друзей – таких же фантазеров-романтиков, как и сам Гофман. Их веселые и серьезные беседы об искусстве, о тайнах человеческой души и прочих предметах воплотились в четырехтомный цикл «Серапионовы братья» (1819–821).
Пребывая в нескончаемом аду «двоедумства», Гофман умудрился создать еще первую немецкую романтическую оперу «Ундина» (там композитор фигурировал под именем Иоганна Крейслера), после которой он бросил музыку и отдался целиком литературе. Вышли в свет роман «Эликсир сатаны», еще две части «Фантазий в манере Калло», волшебные сказки.
Гофман был полон замыслов, служба не слишком его обременяла, и всё было бы хорошо, да только... Весной 1818 г. у писателя развилась болезнь спинного мозга. Творческие муки усугубились еще и муками телесными, но вырвать перо из рук писателя уже могла одна только смерть.
К тому же советник Гофман, как член апелляционного суда, заступился за несправедливо обвиненного человека, вызвав гнев полицей-директора фон Камптца. Мало того, дерзкий писатель изобразил этого достойного деятеля прусского государства в повести «Повелитель блох» (1822) под видом тайного советника Кнаррпанти, который сначала арестовывал преступника, а потом подбирал ему подходящее преступление. Фон Камптц в ярости пожаловался королю, приказал изъять рукопись повести, и привлек писателя за оскорбление своей личности к суду. Против Гофмана возбудили судебное дело, но парализованный Гофман уже не мог встать с постели, чтобы явиться туда.
Он был почти полностью парализован, но до конца не терял надежды. Последним чудом был рассказ «Угловое окно», где схвачена на лету ускользающая жизнь и запечатлена для нас навеки. Жизнь, которую вел Гофман, не могла длиться вечность, она не могла длиться даже одно десятилетие. Восемь лет каторжного литературного труда оборвали его жизнь. 24 июня 1822 г. Гофман умер, оставив жене одни долги.
Похоронили гения на Иерусалимском кладбище Берлина в районе Кройцберг. Под могильной плитой упокоились певец и дирижер, режиссер и декоратор, музыкальный критики обозреватель, учитель музыки и продавец роялей, искусствовед и художник, юрист и композитор, чиновник и писатель.
ССЫЛКИ
«Щелкунчик» балет на Википедии
«Щелкунчик и Мышиный король» на Википедии
Сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана "Щелкунчик" в иллюстрациях
Музей Э.Т.А. Гофмана в Бамберге (Германия)
«Щелкунчик и Мышиный король» – мультфильм
«Щелкунчик» (1973, СССР) смотреть онлайн