Юные герои войны

type your text for first image here

Юные герои войны

В названиях память живет

type your text for second image here

В названиях память живет

Чудесники палитры

type your text for third image here

Чудесники палитры

Материалы

Рыбаков Анатолий Наумович

Рыбаков Анатолий Наумович

1911–1998

 

Анатолий Наумович Рыбаков родился 1 (14) января 1911 года на Украине, в городе Чернигове. Согласно другим источникам, он родился в селе Держановка (ныне Носовского района Черниговской области). Отец его – Наум Борисович Аронов – служил инженером-технологом у помещика, управлял его винокуренными заводами. После революции отец был председателем уездного совнаркома в маленьком городе Сновске. Впоследствии Анатолий Рыбаков изобразит этот город в повести «Кортик».

Отец и мать – Дина Абрамовна – жили недружно, и Рыбаков неохотно рассказывал о своих родителях. Больше всего он любил мать и ее родню. Дедушкин дом он описал в «Кортике», а самого дедушку описал в повести «Неизвестный солдат». В автобиографии А. Рыбаков вспоминал: «Чернобородый, скуластый, с раскосыми японскими глазами. В молодости работал на строительстве железной дороги, таскал шпалы, потом – на скотобойне. Силы был необычайной; был вспыльчивый, скорый на расправу, но справедливый, мужественный, помогал людям – простой человек труда и долга».

Черты своего дяди Миши, командира Красной Армии, погибшего в конце Гражданской войны, писатель придал еще одному герою – матросу Полевому.

В 1919 году семья переехала в Москву и поселилась в доме на Арбате. Этот дом фигурирует не только в трилогии для детей, но позднее станет символом самой знаменитой книги писателя – «Дети Арбата». Учился в бывшей Хвостовской гимназии в Кривоарбатском переулке. Восьмой и девятый классы окончил в Московской опытно-показательной школе коммуне. Школа возникла как коммуна комсомольцев, вернувшихся с фронтов Гражданской войны.

Учась в школе, юноша познакомился с юными солдатами революции, которые учились с азов и одновременно занимались комсомольской работой, несли патрульную службу на улицах, в местах скопления беспризорников, боролись с хулиганами.

В «Кортике» и «Бронзовой птице» описаны только некоторые и самые начальные моменты этого счастливого периода жизни будущего писателя. О литературе он тогда еще и не думал.

Обстоятельства в семье сложились так, что, окончив школу, юноша вынужден был пойти работать. Он стал грузчиком на химическом заводе: «Работа была тяжелая – погрузка в вагоны барабанов с краской. Я попал в бригаду волжских татар. Они не катали барабаны, как другие грузчики, а носили их на спине. Бегом, бегом, по шатким мосткам, к крутым сходням в вагон. И бежать надо весь день именно за тем человеком, за кем начинал смену. Кажется, барабан свалится со спины, увлечет тебя за собой, ты рухнешь, но не можешь остановиться даже на секунду, слышишь за собой бег следующего, его тяжелое дыхание, запах пота; если остановишься – он наскочит на тебя, он бежит, как и ты, наклонив голову, видя только серые доски мостков. И ты тянешь изо всех сил, берешь трап с разбега, вбегаешь в вагон, сваливаешь барабан и бежишь обратно, чтобы не отстать от них, опытных сильных грузчиков, не дающих пощады никому, а тебе, «чужому» тем более».

Потом на долгие годы А. Рыбаков был связан с автотранспортом, окончил автотранспортный институт. Работал в Башкирии, Калинине, Рязани.

В начале войны он был мобилизован в армию, воевал на разных фронтах, закончил войну в Берлине. Последняя должность – начальник автослужбы 4-го Гвардейского стрелкового корпуса (8-я гвардейская армия), звание – гвардии инженер-майор. В Москву вернулся только через тринадцать лет. Писать хотелось, но умения не было, и возраст был уже солидный – Рыбакову было уже 35 лет. У будущего писателя были кое-какие наброски, которые он делал в перерывах между работой и боями, и все же он решил объединить эти наброски в повесть о детстве своего поколения – «Кортик». «Читатель встретил повесть благожелательно. Так часто бывает с первой книгой – она окрылена надеждами начинающего автора, в ней есть подкупающая наивность и смелость решений. Сейчас я бы не отважился сочинить историю, подобную истории кортика, а тогда отважился. Начинающий писатель похож на дикаря: он не знает, что есть нечто, стоящее за пределами его опыта... То, до чего начинающий писатель дошел своим умом, кажется ему вершиной искусства, его собственные находки представляются ему великими открытиями, ему кажется, что, увидев их в книге, читатель испытает тот же восторг, что испытывает он сам».

И все же две линии – знание реальной жизни и придуманная тайна – принесли А. Рыбакову успех.

Работая над «Кортиком», писатель обдумывал роман для взрослых – «Водители», жизнь которых он хорошо знал. Роман этот был опубликован в 1950 году и даже получил Государственную премию. Вскоре был написан еще один роман для взрослых – «Екатерина Воронина». Это роман о речниках. А. Рыбаков провел два года на Волге. Но о детстве писать хотелось по-прежнему, и за несколько месяцев была написана «Бронзовая птица». Так у Анатолия Наумовича было всю жизнь: взрослые книги перемежались с работой над книгами для детей. Несколько лет спустя была написана заключительная часть трилогии – «Выстрел». Все три книги позднее превратились в художественные фильмы для детей. Но писателю очень хотелось написать книгу о современных подростках, и он привел своего героя, школьника Сережу Крашенинникова, в то место, которое хорошо знал – на автобазу, куда ребята были посланы на производственную практику. «В этой теме соединялись обе мои линии – детская и трудовая».

Повесть написана от лица подростка, поэтому писателю предстояло не только верно описать язык, привычки, дела подростков, но и показать их психологию. Эта психология раскрывается через переживания мальчика, впервые узнавшего настоящую работу, столкнувшегося с махинациями нечестных людей, со стремлением найти правду. Здесь тоже есть приключения, они не так опасны, как в предыдущих книгах, но борьба мальчишек от этого не становится менее острой.

За «Приключениями Кроша» последовало продолжение – «Каникулы Кроша». Здесь тоже была тайна, разоблачение темных личностей, и герой повести снова проявлял свои лучшие качества, хотя и оставался обыкновенным подростком.

Писателю давно хотелось написать книгу о войне, но и с Крошем не хотелось расставаться. Повесть «Неизвестный солдат» возникла из короткой записи во фронтовом блокноте, где упоминалось о подростке Лёне, рассказавшем солдатам, только что освободившим его родную деревню, о бойце, в одиночку разгромившем фашистский штаб. Эта история во фронтовом блокноте уместилась в двух строчках, без подробностей, без имени солдата. И писатель, обдумывая заключительную книгу о Сереже Крашенинникове, использовал эту запись. Сережа, работая на постройке дороги, отыскивает имя погибшего солдата, борется за сохранение его могилы, хотя это мешает тем, кто строит дорогу, добивается своего, разыскивает старую мать погибшего человека и привозит ее к могиле сына. Конец повести осложнен тем, что могила оказалась принадлежавшей другому солдату, но Сережа не решается нанести матери новый удар.

Обратившись снова к полюбившемуся герою, Рыбаков отозвался на потребности показать значение Отечественной войны для нравственного воспитания молодого поколения. Наиболее подходящей формой для такой задачи оказалось повествование, в котором перемежается рассказ о себе юного героя с картинами военных событий почти тридцатилетней давности: под древним городом Корюковом при невыясненных обстоятельствах сложили головы пять неизвестных солдат. Рыбаков А. Н. утверждал: «Книги о Кроше никак не связаны с событиями моей жизни: я не собирал нэцкэ, не искал могилу Неизвестного солдата. И все же Крош мне близок. Он, по-видимому, тот человек, каким я хотел бы быть в юности, мог бы быть и, может быть, в чем-то был, он моя мечта о самом себе».

Потребность восстановить память о погибших на войне привела А. Рыбакова к созданию романа «Тяжелый песок» – истории гибели нескольких еврейских семей в небольшом городе на западе России. Роман этот трагичен и оптимистичен одновременно: это одно из самых значительных произведений писателя для взрослых.
В трилогии о Мише Полякове, прообразом которого в «Кортике», «Бронзовой птице» и «Выстреле» стал сам писатель, нельзя было рассказать всю правду о страшных 30-х годах, о беззаконии, репрессиях и обо всем том, что стало нам известно позднее. И потому, что это были книги для детей, и потому, что время для рассказа обо всем этом, о событиях в жизни самого писателя и его семьи, пришло еще нескоро. Писатель много лет работал над романом «Дети Арбата», книга была опубликована при жизни писателя, и он до последних дней продолжал работать над ней. Роман этот стал событием в литературе нашего времени.

Размышляя над дальнейшим поворотом в своей судьбе, А.Н. Рыбаков писал в автобиографии: «Человеку отпущено много времени, жаль, что мы не всегда умеем им как следует распорядиться. Надо работать. Чтобы написать, надо писать. Чтобы дрогнуло сердце читателя, писатель должен не щадить собственного». Так и случилось с Анатолием Рыбаковым. Он умер 23 декабря 1998 года в Нью-Йорке. Похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.
 

ССЫЛКИ

Рыбаков Анатолий Наумович на Википедии

Биография. Анатолий Наумович Рыбаков

Электронная библиотека ROMANBOOK. Рыбаков Анатолий. Книги от автора читать онлайн

Фильмы по произведениям Анатолия Наумовича Рыбакова

Биографии знаменитостей. Рыбаков Анатолий Наумович