Материалы

Чарская Лидия Алексеевна

Чарская Лидия Алексеевна


(1875–1937)


charskayaСреди многих умолчаний, которые лежат на моей совести, должен назвать Лидию Чарскую... Мое горячее детское увлечение этой писательницей, сладкое упоение, с каким я читал и перечитывал ее книги, отголосок этого упоения до сих пор живет во мне – где-то там, где таятся у нас самые сокровенные воспоминания детства, самые дурманящие запахи, самые жуткие шорохи, самые счастливые сны.

Л. Пантелеев


По общепринятым сведениям, Лидия Чарская родилась 31 января 1875 года в Петербурге (по ее собственному утверждению – в 1878) у прикомандированного к Николаевской Инженерной академии поручика Лейб-Гвардии Егерского полка Алексея Александровича Воронова и Антонины Дмитриевны Крахоткиной. Детство девочки прошло в состоятельной семье, но она не была счастливой. После смерти матери отец привел в дом мачеху, которую девочка сразу возненавидела. Лида убежала из дома, и побег этот едва не стоил ей жизни. Впоследствии она неоднократно опишет эти трагические дни в своих повестях.

После неудачного побега в феврале 1885 года ее поместили в Павловский институт благородных девиц, где Лидия провела семь лет. Впечатления об институтской жизни стали материалом для ее будущих книг – «На всю жизнь», «Цель достигнута», «Записки институтки», «Княжна Джаваха», «Люда Власовская», «Белые перелинки».

Почти сразу после окончания института она вышла замуж за офицера Бориса Чурилова. Однако муж был вынужден уехать служить далеко от Петербурга, и молодая женщина осталась одна с маленьким сыном.

В августе 1897 года Лидия подала прошение о приеме на драматические курсы в Императорское Санкт-Петербургское Театральное училище. На третьем курсе, играя в экзаменационных спектаклях в Михайловском театре, впервые начала использовать фамилию-псевдоним Чарская (от слова «чары», «очарование»).

В сентябре 1900 года была утверждена неклассным художником на действительной службе в Императорских театрах. Спустя год поступила в Александрийский театр, где прослужила до 1924 года.

За работу в театре платили не слишком много, что и подтолкнуло очень нуждавшуюся в средствах Лидию к писательскому делу. В 1901 году она начала писать повесть «Записки институтки», основанную на ее школьных дневниках. «Записки» принесли Чарской необычайный успех: она стала поистине «властительницей дум» российских детей, особенно – школьниц. Так, в 1911 году комиссия при Московском обществе распространения знаний докладывала на съезде по библиотечному делу, что, согласно проведенным опросам, дети среднего возраста читают в основном Гоголя (34%), Пушкина (23%), Чарскую (21%), Твена (18%), Тургенева (12%).

Однако в 1912 году появилась статья молодого и очень модного в те годы литератора Корнея Чуковского «Лидия Чарская». Доказывая, что писательница, хоть и умеет держать читателя в напряжении, но и интерес и напряжение эти носят истерический характер, Чуковский писал: «...она как будто о том и заботится, чтобы довести этих детей до бесчувствия. Ураганы, пожары, разбойники, выстрелы, дикие звери, наводнения так и сыплются на них без конца, – и какую-то девочку похитили цыгане и мучают и пытают ее; другую схватили татары и сию минуту убьют, а эта у беглых каторжников, и они ее непременно зарежут; а вот кораблекрушение, а вот столкновение поездов.... И вот серые, черные женщины, черные принцы, выходцы из могил». К. Чуковский развенчал «незаконную королеву детской литературы» с яростным остроумием, доказывая, что все ее творчество содержит «все оттенки и переливы пошлячества». После этого за популярными книгами Л. Чарской все больше закреплялись определения «буржуазная», «сентиментальная», «слащавая».

После Октябрьской революции 1917 года Чарская, как и все другие писатели дворянского происхождения, попала под запрет, а ее книги были причислены к бульварной литературе. В 1924 году Чарская ушла из театра, жила на актерскую пенсию, выхлопотанную, как ни странно, беспощадным к ее творчеству К. Чуковским. В школах устраивались «показательные суды» над Чарской. В 1920 году была составлена «Инструкция об изъятии устаревшей литературы из общественных библиотек», в списке которой упомянуты книги Чарской. В дальнейшем инструкция была пересмотрена и многие книги вновь были разрешены, но произведения Чарской так и остались под запретом. В школах самым обидным для девочки стало обвинение в том, что она похожа на институтку из книг Чарской. Тем не менее, книги Чарской были по-прежнему популярны, в том числе среди детей из рабоче-крестьянских семей.

Последние годы своей жизни Лидия Чарская провела в одиночестве. Сын ее погиб на фронте, сама она нищенствовала. Несколько своих книг смогла выпустить под псевдонимом «Иванова», но они не принесли ей ни славы, ни денег. Сохранились письма, где писательница признается, что «больная, неодетая, без обуви», даже не может встретиться со своими коллегами. А когда она в середине тридцатых годов отправилась в ленинградский Дом писателя, то, не дойдя до нужного кабинета, упала в обморок от голода.

Скончалась Лидия Чарская 18 марта в Ленинграде в 1937 году, где и была похоронена двумя соседками на Смоленском кладбище.

 

 Лидия Алексеевна Чарская на Википедии

 Чарская Лидия Алексеевна

 LiveLib

 Lib.Ru/Классика: Чарская Лидия Алексеевна: Собрание сочинений

 ЛитМир

 Все о Лидии Чарской и ее книгах

 Литература

 AvidReaders.ru

 Сказки. Рассказы. Стихи.

 Ридли

 Bookscafe.net

 Художественная литература

 Лидия Чарская

 Все для детей

 Книги онлайн

 E-LIBRA

 Readly

 Синергия

 Библиогид: книги и дети

 «Сибирочка» (2003, Россия) фильм онлайн

 PROFILIB

 Бариюс

 

  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •