Юные герои войны

type your text for first image here

Юные герои войны

В названиях память живет

type your text for second image here

В названиях память живет

Чудесники палитры

type your text for third image here

Чудесники палитры

Материалы

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

 

(1852–1906)

 

 

defo

Если б люди всегда помнили, что жизнь только миг.
Н. Гарин-Михайловский («Гимназисты»)

 

 

Николай Гарин-Михайловский родился 8 февраля 1852 года в городе Санкт-Петербург Российской империи в дворянской семье. Отец – Георгий Антонович Михайловский – офицер, героически отличился в Венгерской компании, поэтому крестным его сына Николая был император Николай I. Мать – Глафира Николаевна – происходила из дворянской семьи сербского происхождения.

Детство будущий писатель провел в Одессе. Учился в одесской Ришельевской гимназии, после окончания которой в 1871 году поступил на юридический факультет Петербургского университета. Спустя год бросил университет и поступил в Институт путей сообщения. Некоторое время пытался заниматься сочинительством, но повесть из студенческой жизни, представленная в редакцию одного из журналов, была отклонена без каких-либо объяснений. Эта неудача обескуражила его и на много лет отбила охоту к литературному творчеству.

Летом 1876 года работал на железной дороге в Бессарабии кочегаром.

После окончания курса получил диплом инженера и был направлен старшим техником в Болгарию, в Бургас, где участвовал в строительстве порта и шоссе. Двадцать лет спустя впечатления времен службы в Бургасе были использованы в повести «Клотильда» (1899).

Весной 1879 года молодой инженер получил работу на строительстве Бендеро-Галацкой железной дороги. Уже зимой 1879–1880 годов служил в Министерстве путей сообщения. Весной 1880 года участвовал в строительстве порта в Батуме (Грузия), затем был помощником начальника участка на строительстве железной дороги Батум–Самтредиа. После окончания строительства был переведен начальником дистанции бакинского участка Закавказской железной дороги. В конце 1882 года он подал в отставку: не мог безучастно смотреть на взяточничество сослуживцев.

В 1883 году писатель приобрел имение Гундоровку в Самарской губернии, где поселился с женой и двумя детьми. Супруги надеялись изменить благосостояние местных крестьян: научить их грамотно обрабатывать землю и поднять общий уровень их культуры. Однако нововведения не прижились, и Михайловские вскоре оставили поместье управляющему. В дальнейшем писатель появлялся в Гундоровке лишь наездами и редко жил здесь подолгу, предпочитая губернский город – Самару.

В мае 1886 года Николай Георгиевич поступил на службу во Временное управление казенных железных дорог. Принял участие в изысканиях на Самаро-Златоустовской железной дороге, один из участков которой позднее стал начальным в Транссибирской магистрали. В этот же период Николай Георгиевич впервые после неудачного студенческого опыта вернулся к литературной деятельности. Первым его произведением стала повесть «Несколько лет в деревне». Тогда же Михайловский приступил к созданию повести «Детство Темы». Уже в 1891 году к нему обратились с предложением напечатать «Несколько лет в деревне» в журнале «Русская мысль». Михайловский согласился. Вместе с другими писателями-народниками внес часть денег для покупки журнала «Русское богатство», в котором в 1892 году начали печатать повесть «Детство Темы». С начала 1900-х годов Михайловский печатался в издательстве «Знание» под руководством М. Горького.

Помимо литературной деятельности, уже в 1891 году Михайловский вернулся к работе инженера: принимал участие в дальнейшем строительстве Транссибирской магистрали (результатом его проекта стало возникновение Ново-Николаевска, ныне Новосибирска), Казано-Малмыжской железной дороги (в июле 1892 года), выступал в печати с призывами строить дешевые железные дороги. Позже вел инженерные изыскания для земств, был организатором строительства Кротовско-Сергиевской железной дороги. После завершения всех дел, связанных со строительством дорог, задумал совершить кругосветное путешествие. Однако в последний момент получил от Петербургского географического общества предложение присоединиться к северокорейской экспедиции, во время которой наряду с географическими, совершил открытия в области фольклористики – записал около 100 корейских сказок (сохранилось только 64). Сделавшись известным в столичном обществе не только литератором, но и путешественником, получил приглашение во дворец для встречи с царской семьей (точная дата не установлена).
С 1903 года руководил проектными работами по строительству железной дороги в Крыму. В период русско-японской войны находился в зоне боевых действий. В сентябре 1906 года обосновался в Санкт-Петербурге. Активно участвовал в литературной и общественной жизни столицы. Входил в редакцию большевистского журнала «Вестник жизни».

Скоропостижно скончался 10 декабря 1906 года от паралича сердца во время заседания редакции, где в тот день читался и обсуждался его драматический этюд «Подростки». Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища.

 

 ВикипедиЯ

 ПроДетЛит

 LiveLib

 ЛитМир

 Во!круг книг

 Литературная карта Челябинской области

 Историческая Самара

 Lib.Ru/Классика: Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

 Н. Г. Гарин-Михайловский

 Яндекс Дзен: Революционер во всем