Данте Алигьери

 

 

 

Италия XIII века представляла собой поле постоянных распрей и битв. Страна была раздроблена, шла яростная борьба между гвельфами и гибеллинами. Флоренция, родина Данте, причисляла себя к гвельфам. Все, кто уходил из-под власти императоров Священной Римской империи, предпочитая протекторат папы, а также королей и принцев французской крови, становились гвельфами. Гибеллинами же становились феодалы и городские патриции, а также целые города, как Пиза, торговавшие с Востоком и конкурирующие с Флоренцией. Еретические движения, ненавидящие папу, стали союзниками гибеллинов.

4 сентября 1260 года гибеллины наголову разбили вооруженные силы гвельфов. Изменник-флорентиец Бокка дель Абати отрубил руку своему знаменосцу, и флорентийцы бежали. Реку, багровую от крови флорентийцев, люди помнили потом многие десятилетия.

Данте в детстве слышал много рассказов об этом коварном предательстве и о кровавой реке. Потом в «Божественной комедии» он поместит предателя в самые глубокие бездны ада: поэт задевает ногой вмерзшую в лед голову (в ледяной могиле на вечные муки осужден изменник дель Абати).

Данте родился в мае 1265 года во Флоренции, которая в это время находилась под папским интердиктом (отлучение от церкви). В городе не звонил ни один колокол.

Данте с детства гордился тем, что он произошел из рода Элизеев, основателей Флоренции. Предок, крестоносец Каччагвида сражался с сарацинами под знаменами императора Конрада. Данте считал, что именно от него он унаследовал воинственность и непримиримость. Каччагвида, прапрадед Данте, участвовал в крестовом походе Конрада III (1147–1149), был посвящён им в рыцари и погиб в бою с мусульманами. Каччагвида был женат на даме из ломбардской семьи Альдигьери да Фонтана. Имя «Альдигьери» трансформировалось в «Алигьери» – так был назван один из сыновей Каччагвиды. Сын этого Алигьери, Беллинчоне, дед Данте, изгонявшийся из Флоренции во время борьбы гвельфов и гибеллинов, вернулся в родной город в 1266 году, после поражения Манфреда Сицилийского при Беневенто. Алигьери II, отец Данте, видимо, не принимал участия в политической борьбе и оставался во Флоренции.

От рода Боллинчоне, фанатичного гвельфа, поэт унаследовал политическую страстность. Отец Данте был юристом и умер, когда Данте было восемнадцать лет. Матери будущий поэт лишился в младенчестве. Образование он получил сначала классическое – во Флоренции, потом в Болонье в университете изучал высшие науки – этику Аристотеля, риторику Цицерона, поэтику Горация и Вергилия и языки.

В одиннадцать лет его обручили с шестилетней Джеммой Донати. Он женился на ней только уже после смерти Беатриче – знаменитой возлюбленной поэта.

Беатриче («дающая блаженство») – была ли она на самом деле или это поэтический вымысел? Биографы Данте разыскали в архивах Флоренции сведения о том, что жил тогда во Флоренции богатый банкир Фолько Портинари и была у него дочь, которую и воспел Данте. Она умерла в 1290 году. Это все, что мы о ней знаем. Сам поэт сообщает только то, что впервые ее увидел, когда девочке было девять лет. Она была моложе его на несколько месяцев. Зато Данте много говорит о своих чувствах: «в самой сокровенной глубине сердца» родилась в нем любовь к девочке. Она была одета «в благороднейший кроваво-красный цвет, скромный и благопристойный, украшенная и опоясанная так, как подобало юному ее возрасту». «Владыка любви – Амор» завладел сердцем мальчика. «Часто он приказывал мне отправляться на поиски этого юного ангела; и в отроческие годы я уходил, чтобы лицезреть ее. И я видел ее, столь благородную и достойную хвалы во всех делах, что, конечно, о ней можно было сказать словами Гомера: «Она казалась дочерью не смертного, но бога».

Это была тайная жизнь души мальчика, она заставляла его уходить в себя, жить своим внутренним миром – все это развивало в нем поэтический талант.

Любовь Данте к Беатриче через девять лет примет почти космический масштаб. Он увидит в ней Божий промысел и будет находить особый смысл в цифрах, окружающих их встречу: «Число три является корнем девяти, так что без помощи иного числа оно производит девять; ибо очевидно, что трижды тридевять. Таким образом, если три способно творить девять, а творец чудес в самом себе – Троица, т.е. Отец, Сын и Дух Святой – три в одном, то следует заключить, что эту даму (Беатриче) сопровождало число девять, дабы все уразумели, что она сама – девять, то есть чудо, и что корень этого чуда единственно чудотворная Троица».

Эти учено-схоластические рассуждения отражали дух того времени, но они и достаточно смелы – ведь поэт сравнивали простую смертную с божественной Троицей.

Через девять лет Данте увидел Беатриче, «облаченную в одежды ослепительно белого цвета». «Проходя, она обратила очи в ту сторону, где я пребывал в смущении... она столь доброжелательно приветствовала меня, что мне казалось – я вижу все грани блаженства... когда я услышал ее сладостное приветствие... я преисполнился такой радостью, что, как опьяненный, удалился от людей, уединяясь в одной из моих комнат...»

В этом возрасте у поэта начались настоящие муки любви. Все видели, что он влюблен. Скрыть это было невозможно, день и ночь он думал о возлюбленной. Выход это чувство нашло в поэзии.

Все в памяти смущенной умирает –
Я вижу вас в сиянии зари,
И в этот миг мне бог любви вещает:
«Беги отсель иль в пламени сгори!»
Лицо мое цвет сердца отражает.
Ищу опоры, потрясен внутри;
И опьяненье трепет порождает,
Мне камни, кажется, кричат: «Умри!»
И чья душа в бесчувствии застыла,
Тот не поймет подавленный мой крик.

Таких пронзительных сонетов о своей любви Данте напишет немало. Его любовь переживет Беатриче. Некоторые источники сообщают, что Беатриче вышла замуж за банкира. Но любовь поэта от этого не уменьшилась. Наоборот, она вдохновляла его на новые прекрасные сонеты. Беатриче умерла в 1290 году – для Данте ее смерть стала равносильна космической катастрофе. Поэт проплакал год после смерти Беатриче. Все свои чувства он излил в книге «Новая жизнь». После смерти Беатриче современники не видели поэта улыбающимся. Поэт так и не окончил университет в Болонье, причинами тому могли быть и ситуация в семье, и любовь к Беатриче.

В дальнейшем жизнь Данте складывалась драматично. Гвельфы, к которым относилась семья поэта, поделились на белых и черных: белые встали в оппозицию к Папе и невольно сблизились с гибеллинами, а черные были сторонниками Папы и сблизились с неаполитанским королем. Над Флоренцией появился огненный пост кометы, напоминавший крест. Все посчитали это предзнаменованием войн, несчастий, разорения.

Белые проиграли политическую борьбу – а Данте относился к белым, – Папа Бонифаций VIII поставил целью подчинить себе Италию и склонить перед престолом императоров и королей. Данте назовет его «князем новых фарисеев» и бросит в нижние бездны ада.

В 1295 году Данте вошел в гильдию, членство в которой открывало дорогу в политику. Это было время обострения борьбы между императором и Папой, так что город был снова разделен на две противоборствующие группировки – «черные» во главе с Корсо Донати и «белые», к которым принадлежал Данте. «Белые» одержали победу и изгнали противников из города.

В 1300 году Данте участвовал в почетном посольстве в Сан-Джиминьяно. В том же году он был избран в городской совет, где во всем блеске проявился ораторский дар поэта. Данте становился все большим противником Папы, участвовал в антипапских коалициях. К тому времени «черные» активировали свою деятельность, ворвались в город и устроили погром своим политическим противникам. Данте несколько раз вызывали в городской совет, однако он отказывался идти. 10 марта 1302 года Данте и ещё 14 «белых» были заочно приговорены к смертной казни. Данте обвинили в хищении, незаконных доходах и сопротивлении Папе и Карлу. Городской герольд под звуки серебряных труб перед домом Данте провозгласил, что оный Алигьери приговаривается к изгнанию и конфискации имущества. А если вернется, то «пусть его жгут огнем, пока не умрет». Чтобы спастись, поэту пришлось покинуть родной город. Его жена Джемма осталась одна с тремя детьми на руках. Данте уже никогда больше не вернулся во Флоренцию. Сначала он принимал непосредственное участие в подготовке военного реванша, но – тщетно. Его постигло разочарование в политике. «Ты станешь сам себе партией», – решил Данте, но друзья обвинили его в предательстве, и он стал для всех чужаком.

Двадцатилетняя жизнь в изгнании далась поэту тяжело.

...как горестен устам
Чужой ломоть, как трудно на чужбине
Сходить и восходить по ступеням.

В 1303 году поэт переехал в Верону, потом странствовал по северу Италии, затем жил в Париже, где служил бакалавром Парижского университета. Он писал трактаты: «Пир», «О народном красноречии», «Монархия». А самое главное, в эти годы он создал произведение, которое прославило его имя в веках, – знаменитую «Божественную комедию». Значи¬тельную часть этого труда Данте писал в горном бенедиктинском монастыре. Потом снова жил в Вероне, а свой земной путь поэт завершил в Равенне, где правитель Равенны возложил на голову Данте лавровый венок.

Умер Данте от малярии в ночь с 13 на 14 сентября 1321 года. Похоронен в греческом мраморном саркофаге, сохранившемся с античных времен. Через сто пятьдесят лет архитектор Ломбардо построил над ним мавзолей, который и теперь возвышается в Равенне. К нему не зарастает народная тропа: приезжают люди со всего мира, чтобы почтить память создателя «Божественной комедии». 

 

ССЫЛКИ

 Данте Алигьери на Википедии

 Алигьери Данте – биография

 Литературный глоссарий. Данте Алигьери

 Данте Алигьери. Стихотворения

 Лучшие сонеты известного итальянского поэта

 Данте Алигьери. «Божественная комедия»

 Дом-музей Данте Алигьери во Флоренции

 Гробница Данте

 Поль Гюстав Доре. Иллюстрации к «Божественной комедии»

  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •