Антуан де Сент-Экзюпери

 

 

Антуан Жан-Батист Мария Роже де Сент-Экзюпери родился в Лионе в семье провинциального аристократа, графа Жана де Сент-Экзюпери, страхового маклера, который умер, не оставив никакого состояния, когда малышу исполнилось три года. Воспитанием пятерых детей занималась мать, Мари де Фонскольмбе, которая стала его первым другом и вдохновителем во всех делах. Некоторые письма к ней (а он писал их на протяжении всей жизни) – шедевры художественной миниатюры. Любовь Антуана к народным сказкам, музыке, живописи, тяга к литературе – заслуга матери. Да и сам он, от природы весёлый, открытый ребёнок, обладал многими дарованиями: сочинял стихи, рисовал, играл на скрипке, был неистощим на всякие выдумки и фантазии.

Антуан рос среди замков и преданий о рыцарях. Замки были самые настоящие – Ла Молль и Сен-Морис де Реманс. Рыцари тоже были настоящими. Во всяком случае, семейные документы утверждали, что деяния «сеньоров Сен-Жермена в Лимузене и Мермонта в Оверни» упоминаются в хрониках с 1235 года. И что род графов де Сент-Экзюпери берет своё начало от одного из рыцарей Святого Грааля...

Наслушавшись рассказов о подвигах предков, Антуан вместе с братом и сестрами забирался на покрытый паутиной чердак. В этой «пещере Али-бабы» дети добывали из-под всякого хлама то пропитанный пылью столетий камзол, то ботфорты времен короля Людовика XVI, то неизвестно кому принадлежавший рыцарский плащ. А когда раздавались первые раскаты приближающейся грозы, выбегали в парк, чтобы играть в придуманного ими же «рыцаря Арлена»... У мальчика было счастливое детство. Оно осталось в нем навсегда. «Если вы спросите, откуда я родом, я пришел из детства». Домашние звали его Тонио, а еще Король-Солнце. Тонио очень любил сказки, особенно Г.Х. Андерсена и Ж. Верна. Но, увы, сказка детства не бывает вечной. Вот и для Антуана пришла пора ехать учиться. Любящая мама выбрала для сына привилегированный коллеж Вилль-Франш-на-Соне. Когда же мальчику показалось там тоскливо, она, не задумываясь, перевела его в другой, более фешенебельный, – в Швейцарию. Там он в четырнадцать лет написал свою первую сказку «Приключения цилиндра».

С детства самой большой страстью Антуана была техника, будто он родился с чувством новых ритмов и скоростей наступающей эпохи: еще малышом из жестянок мастерил телефон, в двенадцать лет изобретал аэроплан-велосипед, уверяя, что поднимется на нём в воздух под восхищённые крики толпы «да здравствует Антуан де Сент-Экзюпери!» Мальчик часто ездил на аэродром на велосипеде. Однажды его взял с собой в полет знаменитый летчик Жюль Ведрин. Тонио сочинил о своем первом полете стихи. Но увлекала его не авиация, а морской флот. Он хотел стать моряком и штудировал математику.

Беззаботное детство у него закончилось со смертью брата Франсуа, потрясшей семнадцатилетнего Антуана. Ну а что же потом? Потом был Париж, визиты к бесчисленным сиятельным родственникам, салон двоюродной сестры Ивонны де Лестранж. Однако все это быстро надоело Антуану. Да и светская жизнь юному графу была не по карману.

Итак, перед Сент-Экзюпери, или, как называли его друзья, Сент-Эксом, встал вопрос о выборе жизненного пути. Провалив экзамен в Высшее военно-морское училище и прозанимавшись чуть больше года в Архитектурной академии, молодой человек решил для начала отправиться на срочную службу в армию – в авиаполк, базирующийся под Страсбургом. Здесь он получил права военного пилота, но зачислили его в запас: направили в ремонтные мастерские. Но он рвался в небо. Экзюпери не смущало, что в те времена, в начале века, полеты были не столько профессией, сколько занятием для потенциальных самоубийц. Об опасности он не думал. Да и разве остановило бы это потомка рыцаря Святого Грааля?! Молодой человек перевелся в летную школу в Марокко, где сдал экзамен на военного летчика и стал младшим лейтенантом. Служить он начал в авиачасти в Бурже, пригороде Парижа. Через год попал в аварию, получил тяжелую травму головы, демобилизовался и устроился в заводской конторе. Торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине, мучился и не знал, как порвать с пошлыми буднями.

Знакомство с видным деятелем французской авиации Б. де Массими вновь открыло Антуану дорогу к летному делу. В 1926 году он стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки, через год – начальником промежуточного аэродрома в Кап-Джуби (Западная Сахара), а еще через два – техническим директором Аргентинской Компании Аэропосталя. После Южной Америки и Африки два года он испытывал самолеты.

Антуан летал на своей «этажерке» над песками Сахары и, наверное, чувствовал себя пилигримом, бредущим по пустыне в поисках Гроба Господня. Он думал о детстве, об оставленной дома стареющей матери, о Прекрасной Даме, так и не ставшей его женой... А еще там, в вышине, среди пустоты и безмолвия, Антуан постоянно чувствовал присутствие вечности. Рядом с ней дышалось радостно и тревожно, и не было места мирской суете и мелочным обидам. Хотелось думать о Человеке, дружбе, любви и о том, что «главное чаще всего невесомо». Во время одного из таких полетов и родился у Антуана замысел первой книги. Книги о летчике, о несбывшейся надежде и о том, как людям порой бывает трудно понять друг друга... Антуан долго не мог придумать название. Но вот как-то раз ему на глаза попался мешок с восхитительной по своей лаконичности фразой «Почта – на юг». Лучше и придумать было нельзя. Книга принесла ему известность. Во Францию он вернулся знаменитым писателем – с ним заключили договор на семь книг и выдали аванс. После «Почты на юг», или «Южного почтового», появились еще две книги – «Ночной полет» и «Планета людей». Их герои садились за штурвал самолета и оставались наедине с мирозданием и своими мыслями. Это делало их философами и поэтами, а еще давало особенно остро почувствовать, какая это роскошь – человеческое общение...

1931 год ознаменовался несколькими событиями: Сент-Экзюпери издал написанный в Буэнос-Айресе «Ночной полет», который вскоре получил приз «Фемина», женился на овдовевшей писательнице и художнице Консуэло Сунсин Сандоваль, взбалмошной, но прелестной сальвадорке, и был произведен в кавалеры ордена Почетного легиона. «Пилот редкой смелости, отличный мастер своего дела, проявлял замечательное хладнокровие и редкую самоотверженность, провел несколько блестящих операций... Без колебаний переносил суровые условия жизни в пустыне, постоянно рискуя жизнью», – говорилось в представлении к ордену.

В 1934 году Сент-Экзюпери в качестве чиновника по особым поручениям авиакомпании «Эр Франс» ездил по миру – от Турции до Индокитая, а на следующий год в качестве спецкора был откомандирован газетой «Пари-Суар» в Москву. В пяти очерках писатель пытался понять, почему в России есть то, чего нет во Франции, – духовная жизнь. На собственном самолете Антуан предпринял попытку побить мировой рекорд скорости на маршруте Париж – Сайгон, однако потерпел аварию в Ливийской пустыне. Позже он еще раз попытался сделать это, но во время перелета по маршруту Нью-Йорк – Огненная земля снова попал в тяжелейшую аварию в Гватемале, после чего находился пять дней в коме. Будучи на лечении в Нью-Йорке, начал писать «Планету людей», которую закончил во Франции. Книга была отмечена премией Французской академии.

С началом Гражданской войны в Испании писатель неоднократно бывал там, каждый раз возвращаясь с циклом очерков.

Когда в сентябре 1939 года началась Вторая мировая война, Сент-Экзюпери вернулся в военную авиацию, летал с французским эскадроном разведки, сражался с нацистами в Испании, был награжден Военным Крестом Французской республики, а после капитуляции Франции эмигрировал в США.

В Нью-Йорке писатель вел агитацию за вступление США в войну с Германией, написал «Военного летчика». Затем вышли «Письмо заложнику» и «Маленький принц» – уникальная книга о вечном ребенке в душе человека. «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил», – написал в ней писатель. Он сочинял ее для тех, кто способен понять, что «самого главного глазами не увидишь – зорко одно лишь сердце» – это он списал с себя. Его обожали дети, любили взрослые. Он никогда не ошибался в людях – все считали его добрым волшебником.

Андре Моруа рассказывал о том, как Сент-Экзюпери работал над «Маленьким принцем» – в то время он гостил у него вместе со своей супругой Консуэло. Экзюпери садился за письменный стол около полуночи, когда все засыпали. Часа в два ночи дом будили крики: «Консуэло! Я голоден, приготовь мне яичницу!» Поужинав (или позавтракав), он возвращался к работе, и дом засыпал. Еще через два часа снова раздавались крики: «Консуэло! Мне скучно. Давай сыграем в шахматы!» Затем он читал гостю и жене только что написанные страницы, и Консуэло подсказывала какие-то эпизоды... Ну, кто после этого скажет, что Маленький принц – не автобиографичный образ? И в сорок с лишним лет Экзюпери оставался Маленьким принцем.

Но «Маленький принц» не смог спасти своего автора от смертельной тоски. Сент-Экзюпери томили бездействие и невозможность летать. Его снова тянуло в небо. Врачи и генералы были неумолимы, но Сент-Экс оказался упрям. В конце концов, он вступил в ряды французского Сопротивления и получил разрешение на несколько боевых разведывательных полетов в составе группы дальней разведки.

Генерал Эйзенхауэр, от которого зависело принятие этого решения, после очередного звонка французского генерала Жиро, протежировавшего Экзюпери, бросил трубку и сказал:

– Сент-Экзюпери меня достал. Внесите его обратно в списки! Возможно, в воздухе с ним будет меньше забот, чем на земле!

Мечта снова летать сбылась, но его друзья, которые тряслись над ним, как над ребенком, отмечали, что Сент-Экс казался «потерявшимся на этой планете», искал опасность и смерть. За свою «летную» жизнь он получил столько ранений и увечий, что не мог уже без посторонней помощи (левая рука была наполовину парализована) натянуть комбинезон и забраться в кабину самолета. Однако взлетев, этот немолодой двухметровый увалень становился асом.

Но все полеты проходили с огромным риском для жизни майора. Чудом ускользнул он от истребителей, невредимым миновал зенитный обстрел, дотянул до базы на одном моторе... 31 июля 1944 года писатель сделал этот вылет с авиабазы Борго на Корсике. Другу Пьеру Даллозу он оставил записку: «Если меня собьют, я абсолютно ни о чем не жалею». Из полета самолет не вернулся... В 2000-х годах обломки самолета нашли, но по сей день никто не знает точно, как и по какой причине погиб Антуан де Сент-Экзюпери. Версий много, а смерть одна. Ему много раз везло: он падал с неба и в Сахаре, и в Средиземном море, и в горах Гватемалы. Пока, наконец, не ушел в свой последний беспосадочный полет, навсегда оставшись на той высоте, откуда всю жизнь обозревал землю и где по-настоящему был счастлив.

 

ССЫЛКИ

 Антуан де Сент-Экзюпери на Википедии

 Краткая биография Сент-Экзюпери

 Великие писатели. Антуан де Сент-Экзюпери

 Экзюпери – цитаты из книг

 Последняя легенда Сент-Экзюпери

 Большая бесплатная библиотека. Читаем онлайн

 «Маленький принц» на Википедии

 Смотреть «Маленький принц» онлайн

 «Маленький принц». Антуан де Сент-Экзюпери

 Антуан де Сент-Экзюпери

  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •