vlib.by

Железников Владимир Карпович

 

 

В детскую литературу Владимир Карпович Железников пришел довольно поздно. Первая его книга – «Разноцветная история» – вышла в свет, когда автору шел тридцать второй год. Ранняя юность будущего писателя совпала с войной. Сын пограничника, он сам собирался стать военным – учился в артиллерийском училище, потом – в юридическом институте. Но тяга к литературе пересилила, и он оказался в Литературном институте имени М. Горького (закончил его в 1957 году). Как оказалось не зря – стал отличным детским писателем, главная тема книг которого – отношения между людьми: в семье, школе, в повседневной жизни.

Обучение новой профессии он сочетает с работой в журнале «Мурзилка», в котором и состоялась первая публикация. Таким образом, то, что Владимир Карпович стал работать и публиковаться в детском журнале – случайность, как он сам говорит. «Но эта случайность и определила то обстоятельство, что я стал детским писателем». Стать детским писателем ему помогла любовь к детям. И любопытство. «Я всегда, когда видел двух-трех разговаривающих подростков, старался к ним присоседиться и послушать, о чем они говорят. Я слышал обрывки разговоров, но для меня этого было достаточно».

Книги Железникова Владимира Карповича были популярными не только среди своих соотечественников, но и неоднократно перепечатывались в других странах (на разных языках), таких как Дания, США, Япония, Китай, Венгрия, Чехия, Югославия и т. д.

Любимый герой этого писателя – чудак. Так называют людей, совершающих странные, подчас непонятные другим поступки. Кто-то из великих однажды заметил, что чудаки украшают мир. Пожалуй, наш мир стал бы беднее, если бы не было в нем героев произведений Владимира Железникова.

Первый его сборник рассказов «Разноцветные истории» вышел в 1957 году. Тогда писателю было уже 32 года, и он, испытав нелегкую жизненную судьбу, опаленную пламенем войны, свежо и проникновенно воспроизвел в своих рассказах пережитое и узнанное лично им, повел с читателем смелый и откровенный разговор об идейно-нравственном становлении личности ребенка, об умении в любых условиях отстаивать честь и справедливость, ощущать не только свою, но и чужую боль.

В 1961 г. увидел свет его второй сборник рассказов «Хорошим людям – доброе утро». Писательский призыв – жить по совести, заступаться за слабых и незаслуженно обиженных – стал лейтмотивом всего творчества Владимира Железникова. Примечательно в этом сборнике умение автора ставить и художественно решать сложнейшие проблемы, вызывающие интерес не только детей, но и взрослых. Проблемы духовного развития растущей личности, стоящие в центре произведений Владимира Железникова, решаются, как правило, нетрадиционно, смело и мастерски. Даже в самых обыденных, обыкновенных событиях он находит и показывает многообразие богатой мыслями и переживаниями духовной жизни человека. Пишет он о человеческих чувствах с неподдельной искренностью, заставляя нам принять близко к сердцу все то, что происходит с его героями. Писателем ведется серьезный разговор с читателем не только о том, какими должны расти дети, но и как должны поступать в том или ином случае взрослые, ставится и глубоко разрабатывается тема человеческих отношений в семье, школе, в повседневной жизни.

Известность пришла с повестью о Боре Збандуто – «Чудак из шестого «Б»». Писателю очень импонировал такой герой: открытый, доброжелательный, способный ко всем «очень хорошо относиться». Это было новым в детской литературе – образ «чудака», который только недальновидным кажется странным, но ведь слово «чудак» имеет родственником слово «чудо»! Между прочим, на повесть «Чудак из шестого «Б» у Владимира Железникова ушло всего пять дней. Правда, потом автор неоднократно вносил в текст поправки. В конце концов даже название изменилось на «Жизнь и приключения чудака». Впоследствии по этой книге был снят фильм «Чудак из пятого «Б».

Пожалуй, самая значительная повесть В. Железникова – «Чучело». Критика встретила ее неоднозначно, многие учителя приняли ее как пасквиль на сегодняшнюю школу, на самом же деле тревога писателя по поводу все более ожесточающихся подростков и все большего разрыва между поколениями и тогда была не беспочвенной, и в наши дни особенно справедлива.

В одном из своих интервью В. Железников говорил: «Чтобы тебя услышали, надо было закричать. Поэтому я написал «Чучело». И встав на эту дорогу, я продолжаю по ней идти». И продолжил свою мысль: «Когда я пришел в детскую литературу, я считал детей замечательными созданиями. Так я писал и полагал, что все плохое, что есть в детях – от взрослых, взрослые лишают их детской жизни... Потом, по мере того как я делался старше, я увидел, что дети тоже обладают отрицательными свойствами характера. Они часто эгоисты, даже эгоцентристы, они не считаются с миром взрослых, они бывают бестактны. И вот тогда у меня появилось желание показать детям: какие они на самом деле, чтобы они увидели себя».

Может быть, повесть «Чучело» прошла бы незамеченной, но поставленный Р. Быковым фильм по повести открыл многим взрослым глаза. Повесть сегодня не только не устарела, но стала еще более актуальной. Подростковая жестокость, деление детей на «бедных и богатых», нравственная глухота многих взрослых – эти проблемы в наши дни стали еще острее.

В. Железников неоднократно возвращается к уже написанным книгам, дополняя их, вводя новые характеры, углубляя психологические моменты. Так, обновленный вариант «Чудака из шестого «Б» – «Жизнь и приключения чудака» существенно отличается от первоначального варианта. Боря Збандуто не просто повзрослел, он лучше ориентируется в том сложном и грубом мире, в котором живет, научился скрывать свои чувства, хитрить, бравировать, хотя его доброта и бескорыстие остались при нем.

Повесть «Чучело-2» вышла в 2001 году. Она не является продолжением первой, но говорит все о том же: о месте подростка в современном мире, о страшных последствиях эгоизма, безответственности, грубости. Повесть написана буквально «кровью сердца», в ней все конфликты заострены до предела. Ее герои стали старше по возрасту, но душой они повзрослели неизмеримо. К сожалению, это не тот нравственный рост, о котором мы мечтаем. Подростки четырнадцати лет стали еще более жестокими, эгоистичными, они борются за свое место в жизни любыми средствами, не гнушаясь украсть, обмануть. Они курят, пьют, бессовестно пользуются любовью тех, кто им предан.

Повесть страшно читать, по существу, она написана для взрослых, но ведь и современные подростки стали взрослее, они борются за выживание, повседневно видят ложь, несправедливость, и школа для многих из них сегодня не стала местом, где можно спастись от всех бед. И все же эту книгу нужно читать сверстникам ее героев – было бы нечестно показывать сегодняшнюю жизнь в розовых тонах, потому что дети перестанут верить писателям, видя в жизни совсем другое. Лучше понять жизнь читателям поможет и герой повести «Чучело-2» – талантливый, но несчастливый Костя, которого обожает мать, но портит сына своей беспринципной любовью. Новый, убедительный образ – несуразная, но справедливая Зойка. Её тоже зовут «чучелом», но она приходит на помощь всем, кому трудно; безответно, преданно любит Костю, помогает в беде Глазастой, отец которой отправляет в специнтернат глухого сына, а непокорную дочь запихивает в психушку.

В 1960 году Владимир Карпович дебютировал как кинодраматург – сценарием фильма «Серебряные трубы», повествовавшего о жизненном пути Аркадия Гайдара.

Любовь к детям, литературе и кино Железников объединил, став в 1988 году художественным руководителем киностудии «Глобус», которая снимает фильмы для детей.

Как кинодраматург Железников В.К. дважды награжден Государственной премией СССР – за сценарии к картинам «Чудак из пятого «Б» и «Чучело». Он также является лауреатом других отечественных и некоторых международных премий. В 1995 году за заслуги в области искусства Владимир Карпович Железников получает звание Заслуженного деятеля искусств Российской федерации.

 

ССЫЛКИ

 Железников Владимир Карпович на Википедии

 Владимир Железников

 Русский язык и литература для всех

 Викторина-презентация по произведению В. К. Железникова «Чучело»

 Интервью с Владимиром Карповичем Железниковым

  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
     
  •  
  •  
     
  • pcpi

     
     
  •  
     
  •  
     
  •